Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении особенностей управления предприятиями различных организационно-правовых форм. В соответствии с поставленной целью рассматриваются следующие задачи:
‒ изучение правового положения и компетенции органов управления хозяйственного товарищества;
‒ изучение правового положения и компетенции органов управления хозяйственного общества;
‒ изучение правового положения и компетенции органов управления унитарного предприятия;
‒ изучение правового положения и компетенции органов управления производственного кооператива;
Введение……………………………………………………………………...
4
1 Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов………….
6
2 Хозяйственные товарищества……………………………………………
8
3 Хозяйственные общества…………………………………………………..
10
4 Производственные кооперативы…………………………………………..
12
5 Унитарные предприятия……………………………………………………
14
6 Особенности управления открытым акционерным обществом «Завод горного воска» как субъектом хозяйствования……………………………..
15
6.1 Органы управления акционерным обществом……………………...
15
6.2 Компетенция общего собрания акционеров, формы его проведения…………………………………………………………………….
16
6.3 Наблюдательный совет…………………………….............................
19
6.4 Исполнительные органы общества………………………………….
22
6.5 Контроль финансовой и хозяйственной деятельности общества….
23
Заключение……………………………………………………………………
26
Список использованных источников………………
Права и обязанности директора, членов дирекции определяются законодательством, уставом Общества, трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми каждым из этих лиц с Обществом на срок не менее 1 года. Трудовой договор (контракт) с директором, членами дирекции от имени Общества заключается и подписывается председателем наблюдательного совета или иным его членом, уполномоченным наблюдательным советом.
Директор, члены дирекции не вправе выполнять оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Совмещения ими должностей в органах управления других организаций допускается с согласия наблюдательного совета.
6.5 Контроль финансовой и хозяйственной деятельности общества
Для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности Общества общее собрание акционеров ежегодно избирает ревизионную комиссию в составе 3 человек [5].
Членом ревизионной комиссии не может быть избран акционер Общества и (или) иное физическое лицо, которые являются членом соответственно наблюдательного совета или дирекции либо директором Общества.
Ревизионную комиссию возглавляет председатель, который избирается из числа ее членов в день окончания проведения общего собрания акционеров на первом заседании ревизионной комиссии, которое организует и проводит председатель собрания акционеров.
К компетенции ревизионной комиссии относится проведение ревизий по всем или нескольким направлениям деятельности Общества либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период этой деятельности, осуществляемой Обществом, его филиалами и представительствами.
Члены ревизионной комиссии могут присутствовать на заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.
Обязанностями ревизионной комиссии является проведение:
‒ ежегодной ревизии – по результатам финансовой и хозяйственной деятельности Общества за отчетный год. В этом случае ревизия должна быть завершена не позднее двух недель до проведения общего собрания акционеров, на которое выносится вопрос об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков Общества и распределения его прибыли и убытков;
‒ ревизии или проверки – по решению органов управления Общества в установленные ими сроки;
‒ ревизии или проверки – по письменному требованию акционеров Общества, являющихся в совокупности владельцами 10 или более процентов акций, направленному ревизионной комиссии. В этом случае ревизия или проверка должны быть начаты не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров об их проведении.
Ревизионная комиссия вправе в любое время по собственной инициативе провести ревизию или проверку. Продолжительность ревизии или проверки не должна превышать 30 дней.
Лица, деятельность которых проверяется, не вправе участвовать в проведении ревизий или проверок по соответствующим вопросам.
По требованию ревизионной комиссии члены органов управления Общества и работники, которым предоставлено право принятия решений, вытекающих из их полномочий, трудовых или связанных с ними отношений, обязаны в установленный срок предоставить необходимые для проведения ревизии или проверки документы о финансовой и хозяйственной деятельности, а также дать исчерпывающие пояснения в устной и (или) письменной форме.
Ревизионная комиссия по результатам проведенной ревизии или проверки составляет в соответствие с требованиями законодательства заключение, которое должно быть подписано членами ревизионной комиссии, проводившими ревизию или проверку.
Для проведения проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общество ежегодно привлекает аудиторскую организацию (аудитора - индивидуального предпринимателя), не связанную имущественными интересами с Обществом или его участниками (внешний аудит).
Аудиторское заключение, подготовленное по результатам проведения ежегодной аудиторской проверки Общества, вносится на рассмотрение общего собрания акционеров при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков Общества и распределения его прибыли и убытков.
Общество освобождается
от обязательной ежегодной аудиторской
проверки, если в отчетном периоде
ведомственной контрольно-
В 3-дневный срок со дня
поступления в Общество аудиторского
заключения, акта (справки) проверки, проведенной
контролирующим органом, директор обязан
выслать их копии каждому члену
наблюдательного совета, председателю
ревизионной комиссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной системы
хозяйствования в отличие от плановой,
предприятие стремится
‒ субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;
‒ субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;
‒ субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.
Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.
Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования. Вид и способ структурного построения предприятия, предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.
В данной работе кратко рассмотрены организационно-правовые формы коммерческих предприятий и их органы управления. К ним относятся хозяйственные товарищества (полное, коммандитное), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и хозяйственного ведения).
В частности, рассмотрены особенности управления открытым акционерным обществом «Завод горного воска». Органами управления данного предприятия являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, исполнительные органы (дирекция и директор), контрольный орган ‒ ревизионная комиссия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. ‒ Минск: БГЭУ, 2008. ‒ 719 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Дата доступа: 19.02.2013.
3. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Дата доступа: 21.02.2013.
4. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь от 9 дек. 1992 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30 мая 2011 г. ‒ Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. ‒ 128 с.
5. Устав открытого акционерного общества «Завод горного воска»: решение общего собрания акционеров, 12 окт. 2012 г., № 2.