Особые экономические зоны технико-внедренческого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучение понятия и сущности особых экономических зон технико-внедренческого типа в России.
Для достижения поставленной цели контрольной работы выдвинуты и решены следующие задачи:
* Изучить сущность особых экономических зон
* Рассмотреть виды экономических зон;
* Изучить понятие особых экономических зон технико-внедренческого типа РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Теоретические основны особых экономических зон…………........…3
1.1. Сущность особых экономических зон и их роль в мировой экономике………………………………………………………………................3
1.2. Разновидности ОЭЗ………………………………………………………....5
Глава 2. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа……...…7
2.1. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа РФ………….7
2.2. Характеристика технико-внедренческих ОЭЗ в России………………….11
Заключение………………………………………………………………….....…16
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

контроша.docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…2

Глава 1. Теоретические основны  особых экономических зон…………........…3

1.1. Сущность особых экономических  зон и их роль в мировой  экономике………………………………………………………………................3

1.2. Разновидности ОЭЗ………………………………………………………....5

Глава 2. Особые экономические  зоны технико-внедренческого типа……...…7

2.1. Особые экономические  зоны технико-внедренческого типа  РФ………….7

2.2. Характеристика технико-внедренческих  ОЭЗ в России………………….11

Заключение………………………………………………………………….....…16

Список использованных источников…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы исследования предопределена самим  процессом развития особых экономических  зон технико-внедренческого типа. Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цель  контрольной работы - изучение понятия и сущности особых экономических зон технико-внедренческого типа в России.

Для достижения поставленной цели контрольной  работы выдвинуты и решены следующие  задачи:

* Изучить сущность особых экономических  зон

* Рассмотреть виды экономических  зон;

* Изучить понятие особых экономических  зон технико-внедренческого типа  РФ;

* Изучить каждую экономическую  зону технико-внедренческого типа  Российской Федерации.

Объектом  исследования в контрольной работе являются особые экономические зоны технико-внедренческого типа РФ.

При подготовке контрольной работы использовалась научная и учебная литература по изученной теме, информация сети Интернет.

В процессе подготовки (оформления) работы был использован текстовый редактор Microsoft Word.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основны особых экономических зон

1.1. Сущность особых экономических зон и их роль в мировой экономике

Неотъемлемой частью международных  экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного  экономического роста за счет активизации  международного товарооборота, мобилизации  инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч  разного рода особых экономических  зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет  проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках  льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические  зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических  зонах важнейшим направлением своей экспансии [1].

Особые экономические  зоны представляют собой часть национального  экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая  зона - это в той или иной степени  обособленная географическая территория.

В научных публикациях  и отчетах международных организаций  для характеристики разного рода зон используется термин "свободные  экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые  во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного  правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют  льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах  лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы [3].

Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания ОЭЗ зависят  от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого  и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных  различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала [4].

Со сходной целью создавались  особые экономические зоны и в  ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при  создании ОЭЗ делается на привлечение  иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей  и причин создание особых экономических  зон увязывается с тремя основными  задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание особых экономических  зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и  активизацией внешнеэкономической  деятельности. В особых экономических  зонах экономика имеет высокую  степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних  и внутренних инвестиций.

В то же время образование  особой экономической зоны может  означать то, что страна, не желая  полностью открывать свою экономику  иностранному капиталу или повсеместно  использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. 4

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих  в масштабах мирового хозяйства капиталов [3].

 
1.2. Разновидности ОЭЗ

 

В настоящее время в  мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в  том числе более 400 зон свободной  торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических  и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических  зон (ОЭЗ).

ОЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют  различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое  число разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено  различными видами деятельности, осуществляемыми  в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу  несколько видов хозяйственной  деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные  на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой  активности; отраслеспецифичные зоны.

Наиболее распространенными  являются следующие виды ОЭЗ:

1. Свободные таможенные  зоны. Признаком такой зоны является  концентрация отраслей промышленности  и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения  товаров внутри и вне этой  зоны.

2. Объединенные зоны. Признаками  этих зон выступают чистая  торговая деятельность, промышленное  производство, внешняя торговля. Наблюдается  также развитие сферы услуг.

3. Экспортно-ориентированные  зоны. Идея создания таких зон  основана на международном разделении  труда. Эти зоны создаются,  прежде всего, для производства  иностранными инвесторами продукции,  которая затем экспортируется  в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать  всю продукцию за рубеж, разрешается  ее продажа на внутреннем рынке.

4. Особые экономические  зоны. В них наблюдается наличие  признаков, присущих всем зонам:  чистая торговая деятельность, промышленное  производства, сфера услуг, внешняя  торговля, пространственные ограничения.  Такие зоны, как правило, ориентированы  на развитие внешней торговли.

5. Зоны оживления. Пользуются  популярностью в некоторых странах  в качестве средства экономической  стимуляции развития старых регионов [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа РФ

2.1. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа РФ

Особую роль в управлении инновационным развитием России, несомненно, играют особые экономические  зоны технико-внедренческого, или инновационного типа.

Отличительными особенностями  этих зон является следующее:

  1. Обязательный критерий получения статуса резидента такой зоны – ведение технико-внедренческой деятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ);
  2. Зоны расположены в г. Москве (Зеленоград), г. Дубне, г. Санкт-Петербурге и г. Томске. Выбор территориального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных научных специалистов, что создает для каждой зоны уникальное конкурентное преимущество, а также предпосылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера. Так, например, близость ОИЯИ и высокий уровень населения с высшим образованием, имеющего ученые степени, а также занятого в научной сфере (ядерной и ИТ) обусловило формирование на территории ОЭЗ «Дубна» кластера информационных технологий. Наличие в г. Зеленограде Московского института электронной техники – формирование на территории соответствующей ОЭЗ кластера разработки и производства микроэлектроники.
  3. Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разработок, а также решить сложные логистические задачи (особенно актуально для резидентов фармацевтического кластера, работающих с биоматериалом).
  4. Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, которые большинство инвесторов называет наиболее привлекательными: льготные ставки по социальным взносам. В настоящее время ставка социального взноса составляет 14%, в то время как общая ставка – 30%. Данная ставка сохранится вплоть до 2017 года, в 2018 году составит 20%, а в 2019 – 28%. Поскольку сотрудниками высокотехнологичных компаний являются преимущественно высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем заработной платы, расходы на оплату труда составляют значительную часть в структуре расходов компании, и льготная ставка социальных взносов приносит компании существенную экономию.
  5. Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется инфраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные (офисные) помещения: зоны других типов не представляют такой возможности. Данная опция позволяет привлечь на территорию зон ТВТ инвесторов, реализующих мелкие проекты с небольшим объемом финансирования, не предполагающих строительство собственных производственных мощностей или лабораторий [6].

Согласно законодательству РФ, ОЭЗ технико-внедренческого типа:

- ориентированы на ведение технико-внедренческой  деятельности;

- создаются не более чем на  двух участках общей площадью  не более 3 км2 (Федеральный закон  от 03.06.06 г. № 76-ФЗ, ч. 2);

- не могут располагаться на  территории нескольких муниципальных  образований;

- не должны включать в себя  полностью территорию какого-либо  административно-территориального  образования (Закон № 76-ФЗ, ч. 3);

- срок существования ОЭЗ ТВТ  - не более 20 лет. Органы управления  ОЭЗ:

- федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный осуществлять  функции по нормативно-правовому  регулированию в сфере создания  и функционирования особых экономических  зон;

- наблюдательный совет особой экономической зоны [1].

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных в Законе № 116-ФЗ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением.

Согласно Закону № 116-ФЗ, под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ [6].

На территории технико-внедренческой особой экономической зоны не допускается:

- размещение объектов жилищного  фонда (Закон № 76-ФЗ, ч. 4);

- разработка месторождений полезных  ископаемых, их добыча (за исключением  разработки месторождений минеральных  вод, лечебных грязей и других  природных лечебных ресурсов, их  добычи) и металлургическое производство  в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической  деятельности (Закон № 76-ФЗ, ч. 5, п. 1);

Информация о работе Особые экономические зоны технико-внедренческого типа