Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:50, реферат
Отбор существует и при распределении профессиональных задач, которые выполняются сотрудниками по поручению руководителя в повседневной деятельности организации. Не обходится без отбора и практика организации учебы персонала. Наконец, отбор существует и при решении задач сокращения персонала в организации, переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое и увольнении. В ходе этого этапа отбора приоритет имеют профессиональные характеристики человека, поскольку социальные характеристики, как правило, адекватны общим требованиям, предъявляемым организацией к человеку. Отбор персонала представляет сложную кадровую технологию.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «»
Факультет экономики и управления
Заочное отделение
реферат
НА ТЕМУ:
« Отбор персонала»
Выполнил:
Проверил: преподаватель
201_г.
Отбор персонала
Среди базовых кадровых технологий одной из важнейших выступает отбор персонала. К настоящему времени в отечественной и зарубежной практике накоплено немало способов, обеспечивающих качество отбора персонала.
Отбор - это многоактная деятельность, в которой человек участвует на протяжении практически всего периода своей активной профессиональной жизни.
Следует различать отбор при поступлении, найме на работу в организацию и отбор, многократно проводимый в период нахождения в организации (пролонгированный отбор).
Отбор персонала - комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации.
Отбор существует и при распределении профессиональных задач, которые выполняются сотрудниками по поручению руководителя в повседневной деятельности организации. Не обходится без отбора и практика организации учебы персонала. Наконец, отбор существует и при решении задач сокращения персонала в организации, переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое и увольнении. В ходе этого этапа отбора приоритет имеют профессиональные характеристики человека, поскольку социальные характеристики, как правило, адекватны общим требованиям, предъявляемым организацией к человеку. Отбор персонала представляет сложную кадровую технологию.
Для осуществления
отбора важно соблюсти следующие необходимые
условия:
- определить наиболее общие характеристики
организации и на их основе сформулировать
существенные социальные требования к
человеку;
- раскрыть содержание, характер и условия
труда персонала, определяющие содержание
профессиональной деятельности и специализацию
конкретной должности (предметную область,
профиль должности);
- сформулировать и
- изучить, используя разнообразные методы, качества и способности претендентов на должности и произвести их идентификацию (сопоставление, сравнение) с требованиями должности;
- установить полномочия
субъектов управления
Как социальный институт отбор
персонала представляет систему мероприятий
и субъектов управления, обеспечивающих
формирование такого состава персонала,
количественные и качественные характеристики
которого отвечали бы целям и задачам
организации.
С точки зрения содержания отбор персонала,
как кадровая технология, - это идентификация,
сопоставление, соотнесение наиболее
общих требований, присущих или выдвигаемых
организацией, сферой деятельности с характеристиками
персонала, конкретного человека.
Исходя из:
-наиболее общих требований к человеку как личности;
-требований к претенденту
как субъекту социальных
-состояния здоровья;
- возраста;
- наличия гражданства;
-общего стажа работы, и ряда других.
Составной частью отбора является профессиональный отбор. Это более тонкая по сравнению с отбором процедура идентификации характеристик человека и требований профессии, предметной области, которая составляет содержание функционала должности.
В ходе профессионального отбора человек подбирается на должность с учетом:
- профессиональных способностей;
- личностных качеств;
-уровня и профиля образования;
- стажа работы по специальности;
- профессионального опыта,
включая соответствующие
Большая часть указанных требований определяет, по сути, потребность в интеллектуальном отборе персонала.
Важным элементом профессионального отбора является профессиональный психологический отбор. С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности.
Исходя из специфики должностей,
в структуру профессионального отбора могут
включаться медицинский, а при необходимости
и другие его разновидности.
В практической работе следует различать
профессиональный отбор и профессиональный
подбор.
При профессиональном подборе
под профессионально-
Процедура приема кандидата, как правило, состоит из одного или нескольких собеседований. Для работодателя каждый кандидат в большой степени “кот в мешке”. Наряду с послужным списком, рекомендациями и профессиональными достижениями, характеризующими его как специалиста, “принимающей” стороне необходимо знать, что он за человек, ведь он - потенциальный член коллектива.
Для этого используют тесты, прибегая, как правило, к услугам профессиональных психологов. Надежность этих данных – от 20 до 70%, в зависимости от используемых методик и квалификации интерпретатора. Поэтому для тестирования подбираются несколько тестов (батарея), охватывающих наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества.
Психологические тесты, применяемые при приеме на работу, подбираются в зависимости от требований к данному сотруднику как профессионалу, как члену коллектива, как руководителю и т.д. Предлагаются как бланковые, так и компьютерные варианты предъявления тестов. Условно можно разделить тесты на несколько категорий.
Интеллектуальные тесты
Тесты на внимание и память
Личностные тесты
Тесты межличностных отношений
Эти тесты выявлять стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Сюда же можно отнести тесты на выявление стиля руководства или лидерства.
Отбор персонала - часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность (общепринятая трактовка термина).
Основная цель любой системы отбора — отсев неподходящих для данной должности (или компании) сотрудников. Кроме этого, важной целью является все-таки выбор лучшего (наиболее подходящего) из всех привлеченных кандидатов, даже если он и не по всем показателям подходит. Иногда уровень развития рынка труда в данном регионе или данной профессии катастрофически не удовлетворяет требованиям компании. В этом случае компания с помощью своей системы отбора, предъявляя жесткие требования и предлагая очень привлекательный компенсационный пакет, заставляет потенциальных кандидатов развиваться и повышать свой уровень, стремясь к соответствию с требованиями компании.
Отбор персонала является одним
из наиболее ответственных этапов в кадровой
работе. Сегодня ведущие специалисты по
вопросам управления утверждают, что успех
любого предприятия на 95% зависит от тех,
кто там работает. Основной задачей при
отборе на работу персонала является удовлетворение
спроса на работников в качественном и
количественном отношении. Найму работника
предшествует четкое представление о
функциях, которые он будет исполнять,
задачах и должностных обязанностях, правах
и взаимодействии в организации. Критерии
отбора следует формировать так, чтобы
они всесторонне характеризовали работника:
опыт, здоровье и личностные характеристики.
Цена ошибки здесь чрезвычайно велика,
причем как в моральном, так и в материальном
отношении. Это ведет к прямым материальным
потерям, не говоря уже о средствах, потраченных
на подбор и обучение, выплату заработной
платы, компенсаций при увольнении неподходящего
работника и затрат на подбор и обучение
нового сотрудника вместо уволенного.
При подборе преследуются две цели: формирование
активно действующих трудовых коллективов
в рамках структурных подразделений и
создание условий для профессионального
роста каждого работника. Отбор работников
надо проводить достаточно тщательно,
поскольку качество людских ресурсов
во многом определяет возможности и эффективность
последующего использования. Необходимо
привлекать в организацию как можно больше
соискателей, удовлетворяющих требованиям,
совершенствуя процедуру самого отбора.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией,
когда поиск и отбор персонала заранее
не планируются и осуществляются лишь
в тот момент, когда руководитель сталкивается
с необходимостью заполнения тех или иных
вакансий. В таких случаях трудно избежать
распространенных ошибок: набор недостаточно
квалифицированных претендентов, невозможность
объективно оценить требования, недостаток
средств отбора.
На этом этапе при управлении планированием
кадров руководству следует отбирать
наиболее подходящих кандидатов из резерва,
созданного в ходе набора. В большинстве
случаев выбирать следует человека, имеющего
наилучшую квалификацию для выполнения
фактической работы на занимаемой должности,
а не кандидата, который представляется
наиболее подходящим для продвижения
по службе. Объективное решение о выборе,
в зависимости от обстоятельств, может
основываться на образовании кандидата,
уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах.
Только сам руководитель и его ближайшие помощники-менеджеры по персоналу по-настоящему знают, какой именно человек им нужен, и могут увидеть "своего" человека среди многочисленных претендентов.
Эффективный отбор кадров представляет
собой одну из форм предварительного контроля
качества человеческих ресурсов. При планировании процесса
отбора кадров следует учитывать как количественную,
так и качественную потребность в кадрах.
Количественная потребность в кадрах
– это потребность в определенном числе
работников различных специальностей.
Качественная потребность в
кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей
необходимого уровня квалификации. Для
определения качественной потребности
в персонале используют различные подходы.
Таким образом, можно определить, что работа
кадровых служб и руководящего состава
любой организации связана с необходимостью
поиска и отбора персонала. Отбор кадров
является одной из центральных функций
управления, поскольку именно люди обеспечивают
эффективное использование любых видов
ресурсов, имеющихся в распоряжении организации,
и именно от людей, в конечном счете, зависят
ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Высокая эффективность и технологичность
работы по поиску и отбору новых работников
обеспечивается правильно выбранными
критериями и методами, хорошо отработанными
процедурами и четкими положениями с инструкциями,
регламентирующими работу в этой области.
Основными правилами
окончательного отбора претендентов являются:
-выбор наиболее подходящих для организации
работников;
-обеспечение превышения ожидаемого эффекта
над затратами;
- сохранение стабильности персонала и
одновременно приток новых людей;
-улучшение морально-психологического
климата;
-удовлетворение ожиданий
привлеченных сотрудников.
В деле организации
отбора претендентов часто допускаются
следующие ошибки:
- недостаток системности в организации
отбора, отсутствие надежного перечня
требуемых от претендента качеств;
ложная интерпретация
внешности кандидата и его
ответов на поставленные
-ориентация на формальные заслуги;
-суждение о человеке по одному из качеств;
-нетерпимость к негативным
чертам, которые есть у всех;
-излишнее доверие к тестам;
-неточный учет отрицательной информации
Кадровое собеседование является
наиболее универсальным способом оценки
персонала.
Следует придерживаться
следующих правил:
-не разговаривать с
кандидатами, не предложив им
присесть;
- не демонстрировать занятость и не делать
в их присутствии других дел;
- проявлять дружелюбие, чаще упоминать
имя претендента;
- не показывать своего
отношения к его личным
- обстоятельно отвечать на его вопросы;
- не спешить давать авансов на будущее;
- скрывать свое настроение;
- изучать или угадывать психологическое состояние;
- научится отказывать;
- соблюдать требования трудового законодательства
В ………. дистанции пути в процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. Минимальные требования, которые предъявляются к кандидатам на рабочие должности – это наличие начальной профессиональной подготовки, отсутствие противопоказаний для прохождения обязательного медицинского осмотра.
Кандидатуры рассматриваются на заседании общественного отдела кадров (состав ООК формируется и назначается приказом начальника в начале календарного года) это делается для исключения субъективной оценки кандидата на прием.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, в процессе собеседования выявляется профессиональная пригодность кандидата, определяется уровень знаний необходимых для выполнения трудовых обязанностей. Круг претендентов максимально сужается и формируется резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа.
В работе по отбору персонала можно выделить четыре принципиальные схемы замещения вакантных должностей:
-замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации (из кадрового резерва руководителей и специалистов);
-замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов и сузов, кандидатами самостоятельно прошедшими начальную подготовку в УЦПК ОАО «РЖД»;
-продвижение на вышестоящую должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии,
-сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки резерва руководителей внутри дистанции.
При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Сегодня предпринимаются усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к воспитанию у них большей ответственности. Однако при этом все-таки возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Подготовка высококвалифицированных специалистов не боящихся брать на себя ответственность за принятие важных управленческих решений, имеющих способности и качества лидера способного организовать работу большого коллектива как единого механизма, умение делегировать свои полномочия для достижения общей цели является длительным и трудоемким процессом. Случается «командир среднего звена» являющийся хорошим специалистом при назначении на вышестоящую должность не справляется с большим объемом и грузом ответственности. Для исключения подобного необходимо проводить профессиональное тестирование для выявления лидерских способностей, проводить обучение и тренинги, осуществлять практическую подготовку.