Отчет по практике в фармацевтической компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:35, практическая работа

Описание работы

На российском фармрынке наметился слабоположительный рост в 1% по итогам 2009 г. в долларах США.
Обращает на себя динамика ноябрьских продаж: при сравнении объемов продаж в ноябре 2009 г. и 2008 г. зафиксирован беспрецедентный рост продаж даже в иностранной валюте (+44%). В рублях рынок за ноябрь вырос на 53%. И, что самое поразительное, рост продаж в упаковках составил +37%. Такой скачок связан с ажиотажным спросом на ОТС-продукцию в пик эпидемии гриппа.
По итогам 2009 г. определяется слабоположительный рост рынка в валюте и гипер-рост в рублях (+30%).

Содержание работы

1. Общая характеристика фармацевтического рынка.
2. Индекс цен.
3. Законодательство
4. Развитие рынка
5. Характеристика компании
6. Ассортимент и основные производители.
7. Складской комплекс

Файлы: 1 файл

Отчет по практике в фармацевтической компании.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

1. Общая характеристика фармацевтического рынка.

2. Индекс цен.

3. Законодательство

4. Развитие рынка

5. Характеристика  компании

6. Ассортимент  и основные производители.

7. Складской  комплекс

 

 

 

1. Общая характеристика фармацевтического рынка.

 

На российском фармрынке наметился слабоположительный рост в 1% по итогам 2009 г. в долларах США.

Обращает на себя динамика ноябрьских продаж: при  сравнении объемов продаж в ноябре 2009 г. и 2008 г. зафиксирован беспрецедентный  рост продаж даже в иностранной валюте (+44%). В рублях рынок за ноябрь вырос на 53%. И, что самое поразительное, рост продаж в упаковках составил +37%. Такой скачок связан с ажиотажным спросом на ОТС-продукцию в пик эпидемии гриппа.

 По итогам 2009 г. определяется слабоположительный рост рынка в валюте и гипер-рост в рублях (+30%).

 

2009

2009/2008

Объем продаж

млн.USD

млн. RUB

млн. упак.

USD

RUB

упак

Рынок в целом

11 925

359 658

3 948

1

30

3

ОТС

6 455

194 683

2 828

4

33

3

Rx

5 470

164 975

1 120

-2

28

3


 

Источник:ЦМИ«Фармэксперт» http://www.pharmexpert.ru/articles/?catId=1&id=817&type=a

 

Средняя стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке России выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 56,5 рублей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основным фактором роста рынка в 2009 году является подорожание препаратов. При этом основной рост цен пришелся на импортные препараты 18,3%, отечественные лекарства стали стоить на 8,4% дороже, чем в прошлом году. Структура рынка по ценовым категориям в 2009 году по сравнению с 2008 годом изменилась в пользу сегментов дорогих препаратов с ценой свыше 150 рублей. Наиболее емкими остаются сегменты препаратов с ценой от 50 до 150 руб. за упаковку (около 30%) и от 150 до 500 руб. за упаковку (порядка 40%).

В 2009 году большинство препаратов продающихся на рынке являлись отечественными (65% натурального объема рынка), однако вследствие того, что препараты отечественного производства значительно дешевле импортных, в стоимостном выражении они занимают 24%.

Рейтинг производителей возглавляет компания Фармстандарт (после летнего перерыва), на втором месте Sanofi-Aventis, на третьем — Berlin-Chemie/A.Menarini/. Наибольшими темпами к прошлому году растет компания Gedeon Richter (+28%).

Рейтинг брендов  ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам года возглавляют противопростудные и противовирусные препараты: АРБИДОЛ (1,57%), на втором месте – ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ (0,96%), на третьем — ТЕРАФЛЮ (0,89%). Доля тройки лидеров выросла более чем в 2 раза.

Фармацевтический  рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий  сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи ГЛС и парафармацевтики без учета продаж по Программе ДЛО.

Государственный сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи ГЛС по

Программе ДЛО, а также реализацию через ЛПУ.

На Графике 1 представлена динамика объема коммерческого рынка ГЛС России с сентября 2008 г. по сентябрь 2009 г.

 

 

 

График 2

Структура разных ценовых категорий на коммерческом аптечном рынке ГЛС

России в сентябре 2009 г.

 

Как видно из Графика, структура рынка по ценовым категориям в сентябре 2009 года, по сравнению с августом 2009 года, увеличилась в пользу сегмента с ценой от 50 до 150 руб. на 1,6% по доле. Прекратился рост сегментов с ценой свыше 150 руб., а сегмент с ценой более 500 руб. даже упал в доле на 1,6%. Сегмент до 50 руб. практически не изменился. Самым емким сегментов является сегмент с ценой препаратов от 150 до 500 рублей остаются самыми ёмкими: он составляет 2/5 рынка.

 

Соотношение объемов аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в России отражено на графике 3.

График3

Соотношение объемов  продаж импортных и отечественных  ГЛС на

коммерческом  аптечном рынке России в сентябре 2009 г., %

 

2. Индекс цен.

Для того, чтобы  проанализировать динамику изменения цен на ЛС с начала 2009 года был использован Индекс Ласпейреса.

Индекс цен  Ласпейреса представляет собой соотношение  средневзвешенных цен отчетного и базисного периодов, в качестве весов для которых используются натуральные объемы базовой корзины потребления ЛС. В качестве корзины потребления было выбрано соотношения продаж препаратов в 2008 году. Благодаря применению этого подхода нивелируются сезонные влияния на потребление, и в результате получается ряд изменения цен в 2009 году по отношению к 2008 году.

За основу при  расчете индекса цен был взят список всех полных наименований всех

производителей  из базы данных DSM Group за 2008 г. В качестве базисного периода был взят декабрь 2008 г.

На графике 5 отражена динамика цен на ГЛС по индексу Ласпейреса за период с декабря 2008 г. по сентябрь 2009 г.

График 5

Изменение цен  ГЛС на коммерческом аптечном рынке  России

за декабрь 2008 г. – сентябрь 2009 г.

Одним из главных  факторов роста емкости рынка  лекарств в рублях в 2009 году является инфляция. Но с апреля 2009 года рост цен на лекарства остановился. В сентябре цены незначительно выросли на 0,5%. Зато в 1 квартале рост был существенен, именно поэтому по итогам 9 месяцев увеличение цен на лекарства составляет уже 15,8% (что выше годовой инфляции 2008 года). «Виновниками» такого роста являются импортные препараты (индекс цен на них составляет 18,3%, отечественные препараты выросли на 8,4%).

  Интересно, что в сентябре цены на наиболее популярные лекарственные средства (ТОП-100 торговых наименований по итогам 2008 года) выросли быстрее (+1,1%). Аптеки стараются не привлекать внимание к повышению цен на лекарства. Поэтому на те препараты, которые мониторит государство (в основном это дешевые ЛС), цены либо падают, либо рост совсем незначителен.

В долларах инфляция на лекарства составляет всего 5,6%. Но если вспомнить, что доллар за 2009 год вырос более чем на четверть, а наш рынок лекарств на 70% импортозависим, высокая инфляция на лекарства в рублях уже не вызывает шока. При этом заметим, что укрепление рубля привело к росту долларовой инфляции. Так только за сентябрь ее рост составил более 3%.

 

3. Законодательство

 

1. Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при правительстве одобрил стратегию развития отрасли до 2020 года. Одна из главных целей стратегии, разработанной Минпромторгом еще весной этого года, - импортозамещение на фармрынке. Документ предполагает, что к 2020 году доля российской продукции на внутреннем рынке вырастет до 50%, количество инновационных препаратов — до 60%, объем экспорта увеличится в восемь раз. Объем фармрынка РФ, согласно документу, должен вырасти с 360 млрд руб. в 2008 году до 1,5 трлн руб. в 2020-м.

Госзакупки  и вытеснение из них иностранных  производителей стали главной темой. По

подсчетам Росздравнадзора, по итогам первого полугодия 2009 года замена импортных препаратов отечественными была целесообразна в 5351 случае. А при замене импортных лекарств российскими при госзакупках можно было сэкономить более 2,3 млрд руб. В 2008 году — это среднемесячный расход средств в рамках программы ОНЛС. Фармацевты надеются, что внедрение в практику преференций при участии в конкурсе по госзакупкам лекарств локальных производителей, утвержденных в указанной выше стратегии, будет реализовано в первую очередь. Пока, по данным отчета Росздравнадзора, преференции лишь декларируются: регионы "не особенно проявляют рвение" в этом вопросе.

Источник: Коммерсантъ

2. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий запрет на рекламу медикаментов. Законопроект депутата Антона Белякова, внесенный в Госдуму, предусматривает запрет рекламы безрецептурных препаратов на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Для этого предлагается внести поправки в статью 24 закона «О рекламе».

Источник: РБКdaily

3. Правительство будет бороться с лоббизмом фармкомпаний. Владимир Путин подверг

критике институт фармпредставителей в медучреждениях, повторив популярный вне медицинской среды тезис об их "сговоре" с иностранными производителями и дискриминации российских производителей за счет их работы. Премьер выразил недовольство врачами, рекламирующими лекарства за деньги фармацевтов. "Недопустима ситуация, когда фармконцерны доплачивают врачам за то, что они выписывают пациентам производимые ими препараты, спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары с выездом на теплые моря", — заявил он.

29 Выпуск: октябрь 2009 г.

Выход Владимир Путин видит  в законодательном запрете доплат врачам от производителей лекарств за их рекомендацию пациентам. Помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что поправки в законодательство, регулирующие этику взаимоотношений медиков и фармпроизводителей, разработаны ФАС и в ближайшие три месяца будут проанализированы в правительстве.

Источник: Коммерсантъ

В регионах начали выполнять  требование Владимира Путина о запрете  работы медпредставителей в больницах и поликлиниках. Поправки, регулирующие деятельность медпредставителей, сейчас готовит ФАС. Но в некоторых регионах дожидаться изменений в законах не стали. В нескольких регионах уже ограничили деятельность медпредставителей. Например, еще 15 октября начальник управления по

здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края Валерий Елыкомов отправил в больницы и поликлиники письмо, в котором рекомендовал «запретить визиты медицинских представителей в часы работы врачей без предварительного согласования с администрацией больницы». Фармкомпании опасаются, что запрет деятельности медпредставителей заморозит рынок. Практически невозможно будет вывести на рынок инновационный препарат или первый дженерик — врачи, лишившись доступа к информации о новинках, будут выписывать то, к чему привыкли.

Источник: Ведомости

4. Минздравсоцразвития может сократить список важных лекарств. Это решение начнет действовать после 2010 года. «Список ЖНВЛС будет сокращаться и довольно жестко»,

подчеркивается в документах правительства.

Существующий список ЖНВЛС  был утвержден в марте 2007 года и включает в себя 658 наименований. В Минздравсоцразвития не смогли сказать, насколько он будет сокращен. По мнению экспертов, список давно пора пересмотреть, потому что многие препараты не относятся к категории ЖНВЛС.

Источник: АМИ-Центр (Барнаул)

5. Депутаты хотят запретить рекламу БАД. В пояснительной записке к законопроекту его автор, депутат Антон Беляков из «Справедливой России», отмечает: «Зарабатывать мошенникам позволяет агрессивная реклама, особенно активно БАДы продвигают на радио и в печатных СМИ». Законодатель убежден, что продвигать добавки можно только посредством специализированных изданий. Государству действительно есть, на что обратить внимание. Так, по данным Роспотребнадзора, 44,7% производителей БАДов нарушают санитарные нормы: 39 из 87 предприятий, куда заглянули представители службы в конце лета, так или иначе закрывают глаза даже на элементарные правила гигиены.

Источник: Новые  Известия

 

                                      4. Развитие рынка

Потенциал российского  фармрынка таков, что в ближайшее  десятилетие при определенных усилиях со стороны бизнеса и внимании государственных структур он может стать одним из крупнейших в Европе по объему в денежном выражении. Компании, которые окажутся «в струе» происходящих процессов, могут рассчитывать на рост показателей эффективности и, безусловно, на укрепление рыночных позиций.

Оптовый рынок  медикаментов в значительной мере уже  поделен между крупными компаниями. Общее число компаний, работающих в этом поле, с каждым годом сокращается, но тем не менее остается достаточно большим. Пока процессы консолидации в меньшей мере затрагивают нишевых игроков, а вот сделки с участием крупных компаний, напротив, продолжаются. В некоторой степени процессам консолидации и передела рынка способствовала кризисная ситуация, в результате чего некоторые компании были вынуждены свернуть операции. 

В определенной мере сокращение числа оптовых компаний совпадает с целями государства, которое пытается решить проблему ценообразования и сократить цепочку «производитель — дистрибьютор — ... — дистрибьютор — аптека — покупатель».

Немаловажным  фактором дальнейшего развития является доступ к заемным средствам, что в кризис — более чем актуальная проблема. В этом контексте интересно усиленное внимание государства к фармотрасли, это дает надежды на определенные преференции для фармкомпаний. В конце октября была утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г.

Информация о работе Отчет по практике в фармацевтической компании