Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 08:41, курсовая работа
Цель исследования – выявить сущность человеческого фактора в теориях X, Y, Z и возможность эффективного применения этих теорий в практическом менеджменте.
Проблемы исследования:
1. Увязка целей развития каждой отдельной организации с целями развития общества.
2. Выявление особенностей отечественных систем, закономерности их развития – общие и специфические – и степень применимости зарубежных теорий и опыта.
3. Введение в практику принципов, подходов и методов управления персоналом.
Введение 3
Теоретическая часть
Теории X, Y 5
Диагностика теорий X, Y и их внедрение 8
Человеческий аспект предприятия 10
Теория Z 14
Практическая часть
Опыт управления компанией IBM 18
Адаптация теорий в российских условиях 26
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 45
Таблица 5. Сравнительная характеристика систем управления Японии и США
Параметры оценки менеджмента |
ЯПОНИЯ |
США |
Демократизм управления |
Управленческие решения принима |
Индивидуальный характер принятия решения |
Форма ответственности |
Ответственность коллективная |
Ответственность индивидуальная |
Формализация систем управления |
Нестандартно гибкая система управления |
Строго формализированная струк |
Формы контроля |
а) неформальная организация контроля; б) коллективный контроль |
а) четко формализованная процедур б) индивидуальный контроль руководителя |
Влияние возрастных параметров на служебный рост |
а) замедленная оценка работы и служебный рост; б) продвижение по службе по старшинству и стажу работы; в) долгосрочная занятость руководителя в фирме |
а) быстрая оценка результата, ускоренное продвижение по службе; б) деловая карьера обусловлена личными результатами; в) найм на работу на короткий период |
Приоритетные качества руководителя |
Основной критерий руководителя – умение координировать и контролировать деятельность подчиненных |
Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива |
Критерий оценки труда |
Оплата труда по показателям работы группы, службы, стажу |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Специализация руководителя |
Подготовка руководителей униве |
Подготовка узкоспециализирован |
Таблица 6.Основные прогнозируемые черты российской системы управления
№ блока |
Характерные черты менталитета |
Предпосылки использования данных форм менеджмента |
Особенности управления в зависимости от черт менталитета |
1 |
Группизм |
Там, где преобладает коллективизм |
Управленческие решения |
Индивидуализм |
Регионы с более развитой рыночной экономикой |
Ориентация на личность; индивидуальный контроль; оплата по личному вкладу; личные способности - двигатель карьеры | |
Трудолюбие |
Наличие трудолюбивого контингента |
Высокая производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу | |
2 |
Леность
|
Контингент людей, не желающих работать |
В управлении необходим пресс – давление; низкая производительность труда, в т.ч. и управленческого; стремление к изменению в производстве тогда, когда это обеспечивает минимум затрат |
3 |
Преобладание авторитарных форм мышления |
Производственная необходимость |
Авторитарный стиль управления; строгий контроль; ограничение самостоятельности |
Анархизм |
Недоверие к управляющим работникам |
Форма управления без четко выраженной власти, стимулирование развития личностного фактора | |
4 |
Практицизм |
Наличие практичных работников |
Формирование нестандартной |
Устремленность к трансцендентному |
Коллективы ученой интеллигенции |
Мягкость (мечтательность) в управлении; попустительство в отношении работника; расплывчатость (неопределенность) системы управления | |
5 |
Стремление к новому |
Коллектив творческих людей |
Предоставление свободы |
Догматизм |
Религиозная среда |
Затрудненное восприятие нового; отрицание достижений НТП, трудности с их внедрением | |
6 |
Настойчивость |
Контингент настойчивых людей |
Стремление к достижению цели; поиск новых путей для достижения поставленной цели |
Расхлябанность |
Контингент “ расхлябанных” людей |
Отсутствие ясных целей, воли и желания их осуществлять | |
7 |
Атеизм, нигилизм |
Среда неверующих |
Почти полное отсутствие моральных ценностей в формах и методах управления |
Христианство – православие |
Религиозная среда |
Осуждение богатств; пуританство; презрение грязных денег; учет общественного мнения |
Что же касается российской науки управления, то она занимает промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами.
Однако, российские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организации, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.
В это связи нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки. С одной стороны идет борьба с административно-командной системой. С другой – пытаются искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера.
Рыночная экономика основанная на конкуренции, свободе производителей, а не иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Поэтому российские менеджеры обязаны знать суть западной и восточной управленческих культур, так как без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать наиболее благоприятные условия по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономического лидерства.