Персонал как объект банковской безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:07, реферат

Описание работы

Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности защита законных интересов от противоправных посягательств охрана жизни и здоровья персонала недопущение хищения финансовых и материально-технических средств уничтожения имущества и ценностей разглашения утечки и несанкционированного доступа к служебной информации нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности включая и средства информатизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. Персонал банка как объект защиты…………………………………………...
2. Организация защиты от возможных угроз…………………………………...
3. Обучение персонала правилам обеспечения безопасности банка-работодателя……………………………………………………………………..
4. Организация контроля над соблюдением персоналом правил безопасности и его лояльностью……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

обучаемого доводятся:

- полная бесперспективность  для субъекта практической реализации  угрозы если о ней уже стало  известно работодателю;

- возможности службы безопасности  по защите от подобных угроз;

- возможность получения  объектом угроз, оперативно оповестившим службу безопасности специальных компенсационных выплат или социальных льгот (естественно при подтверждении реальности такой угрозы).

Для подтверждения факта угроз служба безопасности может использовать разнообразные технические средства и оперативные мероприятия в рамках, регламентированных действующим законодательством.

Пресечение дальнейших угроз осуществляется различными методами в зависимости от избранной стратегии обеспечения собственной безопасности:

- увольнение или иные  санкции к своему сотруднику, допустившему угрозы в адрес подчиненного или ревизора;

- оповещение правоохранительных  органов;

- решение проблемы с  внешним для банка субъектом  угрозы иными не противоречащими  закону методами.

г. Защита от покушений на сотрудников банка и членов их семей является традиционной функцией службы безопасности любого российского банка. В современных отечественных условиях вероятность реализации подобных угроз существенно выше нежели в большинстве зарубежных стран. По мнению специалистов, как правоохранительных органов, так и экспертов в области безопасности предпринимательской деятельности основными (в порядке убывающей вероятности) причинами физического устранения банкиров являются:

- участие банка в борьбе  за раздел или последующий  передел государственной собственности (например, за контрольный пакет акций нефтяной компании горно-обогатительного комбината крупного отеля) осуществляемой с использованием нелегитимных методов;

- невыполнение обязательств, принятых на себя в рамках прямого сотрудничества банка с «теневой» экономикой и организованной преступностью;

- борьба за контроль  над конкретным банком между  двумя преступными группировками  если его высшее руководство  занимает сторону одной из  них;

- невыполнение принятых  на себя обязательств в отношении  крупных клиентов и партнеров.

Дополнительной отраслевой спецификой организации защиты от рассматриваемых здесь угроз является повышенные требования к профессионализму соответствующих сотрудников службы безопасности.

Практика показывает, что чаще всего службе безопасности не удается пресечь покушение. Поэтому главным требованием к организации защиты от рассматриваемых угроз является их профилактика т.е. создание ситуации при которой заказ на покушение не поступит вообще или будет отозван самим заказчиком.

Работа по защите персонала банка от покушений осуществляется службой безопасности по нескольким направлениям и соответственно включает большое количество организационно-технических процедур и мероприятий. Основным направлением является профилактика угроз в режиме «раннего предупреждения». Этой работой занимаются сотрудники информационно-аналитического отдела чьей обязанностью является выявление потенциальных заказчиков покушения конкретных объектов угроз и по возможности технических деталей (формы покушения сроков исполнителя). При успешном решении этой задачи у банка появится возможность выбора между несколькими вариантами поведения:

- решение проблемы путем  ликвидации самой причины готовящегося  покушения (урегулирование конфликтной  ситуации в процессе переговоров  реализация принятых обязательств  и т.п.);

- решение проблемы путем  использования угроз адекватного  воздействия на самого заказчика;

- усиление защиты объекта  покушения до уровня, делающего угрозу практически нереализуемой (трудно осуществимо с технической точки зрения);

- обращение за помощью  к правоохранительным органам (наименее  эффективное решение целесообразное  лишь для банков, реализующих стратегию «пассивной защиты»).

Другим методом профилактического характера является изучение службой безопасности статистики подобных угроз с последующей подготовкой специального аналитического доклада для высшего руководства банка. В докладе наряду с обобщенным фактологическим материалом должны быть в ранжированном виде перечислены действия банка, которые могут стать причинами покушений на его руководство. В рамках использования данного метода целесообразно также привлечение руководителя службы безопасности к экспертизе крупных контрактов или коммерческих программ, намеченных к реализации. От него требуется выявить вероятность сопутствующих ей угроз и доложить о них руководству.

Наконец традиционным методам профилактики является обучение объектов потенциальных угроз в лице высших руководителей и членов их семей основным правилам личной безопасности. Оно осуществляется по двум направлениям. Первое связано с поведением объектов защиты во время сопровождения их сотрудниками службы безопасности (т.е. личными телохранителями). Главная цель обучения – формирование у объекта рефлекса моментального и безоговорочного подчинения любому требованию телохранителя.

Следует учитывать, что в случае реальной угрозы покушения у его объекта есть в лучшем случае несколько секунд для эффективного реагирования (например, уход с линии огня выход из помещения и т.п.). Поэтому любые пререкания с сотрудником личной охраны выяснение причин поступившей от него команды или промедление с ее исполнением может стоить объекту жизни. Второе направление имеет своей целью обучение объектов потенциальных покушений правилам поведения в отсутствие личной охраны.

Непосредственная организация защиты объектов угроз от покушений реализуется специальным подразделением отдела физической защиты. В зависимости от избранного стратегического приоритета комплектации службы оно может формироваться как из ее штатных сотрудников, так и из специалистов частных охранных агентств.

Можно сформулировать лишь наиболее важные рекомендации к организации деятельности группы личной защиты:

- при комплектации группы  штатными сотрудниками банка  предпочтение следует отдавать  профессиональным телохранителям;

- в составе группы целесообразно  выделять контингент постоянных  личных телохранителей ограниченного  числа высших руководителей банка;

- в процессе периодического  мониторинга уровня профессиональной  подготовки телохранителя необходимо  обращать внимание на его психологическое  состояние при необходимости  обеспечивая соответствующую коррекцию;

- штатные телохранители  банка подлежат обязательному  личному страхованию за счет  работодателя (для сотрудников частных  агентств это входит в стоимость  контракта) при этом экономия  недопустима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРАВИЛАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКА-РАБОТОДАТЕЛЯ

 
Необходимым участником процесса защиты является собственный персонал. Это определяет актуальность специальной подготовки банковских служащих, которая может рассматриваться в системе управления безопасностью в качестве одного из важнейших профилактических методов.

Общие методические требования к организации подготовки:

- распространение подготовки  на все категории персонала  банка по должностным категориям  обучаемых;

- непрерывность подготовки;

- привлечение к подготовке  и руководителей структурных подразделений банка, обычно имеющих в глазах, своих подчиненных больший авторитет;

- использование практических  примеров из деятельности своего  и иных банков;

- использование методов  обучения способных вызвать интерес  обучаемых к самому процессу  подготовки.

Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка

Эта подготовка является необходимым элементом первичного обучения и адаптации зачисленного в штат персонала. Она дифференцирована по двум категориям сотрудников – молодых специалистов и банковских служащих уже имеющих опыт практической работы в других кредитно-финансовых организациях.

Для первой категории рассматриваемая подготовка особенно актуальна поскольку они в лучшем случае имеют лишь чисто теоретическое представление о безопасности банковской деятельности. Кроме того, в силу своего возраста они более легкомысленны амбициозны, следовательно, особо уязвимы к различным методам воздействия со стороны потенциальных субъектов угроз. Обучение данной категории сотрудников осуществляется в несколько последовательных этапов. На первом этапе занятия проводятся со всеми нанятыми молодыми специалистами в форме беседы – инструктажа. Практическая их организация возлагается на службу безопасности банка специалист которой должен разъяснить обучаемым:

- общие понятия и направления  обеспечения безопасности банковской  деятельности;

- отраслевую специфику  обеспечения безопасности в банковском  секторе;

- дополнительные требования  в этой области, действующие в конкретной кредитно-финансовой организации.

Здесь следует выделить две связанные друг с другом цели. Во-первых, обучаемые должны осознать необходимость строгого соблюдения установленных правил обеспечения безопасности работодателя. Во-вторых, и это является более сложной задачей обучаемых необходимо убедить в целесообразности сотрудничества со службой безопасности как залога их собственного благополучия.

На этом этапе новому сотруднику вручают специальную «памятку», которая выступая элементом внутреннего нормативно-методического обеспечения системы содержит:

- общие правила обеспечения  безопасности банка;

- ответственность сотрудника  за соблюдение установленных  правил;

- перечень полномочий  службы безопасности по контролю  и прямому функциональному руководству  соответствующим направлением деятельности  банковского персонала;

- рекомендации по предотвращению  ситуаций способных сделать работника  банка объектом вербовки и  шантажа;

- рекомендации по поведению  в случае попытки вербовки  и шантажа.

На втором этапе первичного обучения занятия с молодыми специалистами проводят их непосредственные руководители в структурных подразделениях банка. Их задачей является доведение до обучаемых конкретных правил обеспечения безопасности на конкретных рабочих местах. Прежде всего обучение касается правил работы с конфиденциальной информацией включая закрытые базы данных и изучение особых правил работы с соответствующими клиентами банка дополнительных элементов технологий проведения финансовых операций.

Первичная подготовка сотрудников уже имеющих опыт работы в банковском секторе экономики проводится по сокращенной программе. Она осуществляется на рабочих местах и включает изучение лишь специфических правил обеспечения безопасности в рамках исполняемых служебных обязанностей. Для работников категорий «руководители» и «эксперты» подготовку завершает оформление допуска к конфиденциальной информации различной степени секретности.

Организация последующей подготовки сотрудников банка

Осуществляется службой безопасности в двух формах.

Регулярная профилактическая работа с персоналом банка проводится дифференцированно по категориям персонала. Для высшего руководства она имеет форму специального обзора ежемесячно представляемого за подписью вице-президента по безопасности. Для руководителей самостоятельных структурных подразделений банка ежеквартально проводятся специальные встречи с вице-президентом по безопасности. Для остального персонала служба безопасности проводит специальный инструктаж непосредственно в соответствующих структурных подразделениях. При этом рекомендуется основное внимание уделять не уже известным сотрудникам правилам безопасности, а разбору выявленных нарушений. В этих же целях служба безопасности может готовить и размещать на общедоступном сайте локальной сети банка регулярно обновляемый бюллетень с соответствующей информацией. Наконец при выявлении серьезных нарушений правил обеспечения безопасности (разглашение информации коррупция саботаж) в конкретном подразделении обязателен разбор его на общем собрании сотрудников.

4.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ  НАД СОБЛЮДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛОМ ПРАВИЛ  БЕЗОПАСНОСТИ И ЕГО ЛОЯЛЬНОСТЬЮ

 
Контроль по рассматриваемому направлению осуществляется службой безопасности банка.

Основными задачами проведения данной работы выступают:

- оценка общей эффективности  управления обеспечением безопасности  в конкретных структурных подразделениях  банка;

- контроль над лояльностью  конкретных сотрудников;

- выявление конкретных  нарушений и их виновников.

Профилактический контроль над соблюдением правил обеспечения безопасности в трудовых коллективах банка проводится с использованием различных методов и процедур в частности:

- плановых и внезапных  проверок в процессе которых  служба безопасности проверяет  соблюдения в структурных подразделениях  правил работы с конфиденциальной  информацией хранения денежных  и иных ценностей, а также работоспособность технических средств защиты;

- мониторинга ситуации  с использованием специальных  технических средств наблюдения (например, видеокамер первоначально установленных в качестве технических средств защиты имущества и персонала);

- мониторинга ситуации  силами нештатных информаторов  службы безопасности из числа  сотрудников соответствующих подразделений  банка.

По результатам оперативного контроля служба безопасности готовит специальные отчеты для президента банка информационные записки на имя руководителей его структурных подразделений. При необходимости она организует проведение специальных совещаний у руководства собраний в трудовых коллективах подразделений готовит проекты приказов о поощрениях или взысканиях.

Информация о работе Персонал как объект банковской безопасности