Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 01:10, реферат
Основателями школы концепции «человеческих отношений» являются Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Основные представители. Дуглас Мак-Грегор – профессор школы индустриального управления Массачусетского технологического института, Крис Арджирис – профессор Йельского университета, Ренсис Лайкерт – директор Института социальных исследований Мичиганского университета.
Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Оглавление
ВАРИАНТ №2
Задание 1.
Определите, как понимается человеческий фактор как объект управления представителями школы человеческих отношений? Какие функции персонал-менеджера рассматриваются в этой концепции как основные? Актуальна ли концепция сегодня?
Основателями школы концепции «человеческих отношений» являются Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Основные представители. Дуглас Мак-Грегор – профессор школы индустриального управления Массачусетского технологического института, Крис Арджирис – профессор Йельского университета, Ренсис Лайкерт – директор Института социальных исследований Мичиганского университета.
Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Основные положения о человеке в теории «человеческих отношений:
Основными функциями управляющих согласно теории человеческих отношений можно выделить: выявление ролей отношений в малых неформальных группах и использование психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой.
Для увеличения производительности труда менеджерами персонала стоит воспользоваться следующими средствами:
Сегодня на мотивацию труда, а, следовательно, и на удовлетворенность трудом, в первую очередь влияет материальное вознаграждение (во всех его проявлениях), затем условия труда (в том числе и социально-психологический климат в коллективе), и только потом, само содержание работы (интерес к работе как таковой). Точка зрения школы человеческих отношений заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социальное взаимодействие имеет ключевое значение для достижения успеха организацией.
Главной фигурой трудового процесса выступает определенным образом ориентированная личность - работник, с конкретным набором психологических, социальных, национальных качеств, поэтому в процессе управления трудовой деятельностью необходимо учитывать ее особенности.
К недостаткам школы психологии
и человеческих отношений можно отнести
игнорирование вопросов самоуправления
и самоорганизации рабочих в производстве,
учеными был явно завышен уровень воздействия
на рабочих с помощью социально-психологических
методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась
школа психологии и человеческих отношений,
основные ее положения нашли впоследствии
отражение в новых, более сложных и современных
концепциях менеджмента.
Поэтому наработки школы человеческих отношений также актуальны и сегодня, с учетом соответствующих корректив.
Задание 2.
Перечислите характеристики малой группы, оказывающие влияние на процесс управления с позиции школы человеческих отношений.
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы: работники, объединенные общей деятельностью и целями.
Структура группы: подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей и набор норм.
Групповые процессы: процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
Задание 1.
Проведите сравнительный анализ американской и японской философии управления персоналом. Назовите основные подходы к формированию философии управления персоналом в современной России.
В управлении персоналом выделяется три взаимосвязанных подхода.
Первый подход связан с формирование человеческого капитала. Он основан на стремлении организации развивать свой собственный трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны. Этот подход является вариацией философии «создать или пить». Данная стратегия имеет свои положительные и отрицательные моменты. В условиях высоко конкурентных внешних рынков труда организации выгоднее устанавливать работнику высокую заработную плату за дополнительную квалификацию.
Второй подход связан с управлением в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля. Нужно при этом учитывать, что привлечение рабочей силы внешнего рынка связано с определенными ограничениями. Организации выгоднее развивать рабочую силу на основе создаваемых ею самой правил. Внимание уделяется удержанию квалифицированных и опытных работников при высоких требованиях к каждому рабочему месту. Текучесть кадров и их отсутствие на рабочих местах рассматриваются как дорогостоящие последствия использования внешнего рынка труда.
Третий подход опирается на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. В данном случае степень вовлечения в ее деятельность такова, что они идентифицируются с организацией. Экономические отношения между работником и работодателем подкрепляются трудовыми договорами между сотрудниками и организацией, в которых определяется заработная плата, другие экономические параметры, устанавливающие ответственность и ограничивающие злоупотребление властью. При этом включаются психологические факторы, такие как добросовестность работника, определенность задания и его зависимость от исполнения, личные ценности и ценности фирмы, индивидуальные и групповые отношения.
Такое сочетание
Система человеческих ресурсов, направленная на групповое исполнение, будет учитывать в процессе отбора социальную совместимость. Она также будет использовать сориентированную на группу систему оценки и предоставлять поощрения, приемлемые для группы как единого целого.
Американские предприниматели тяготеют в основном к индивидуальному подходу, в то время как японские отдают предпочтение концепции команды. Сочетанием трех рассмотренных подходов формируются две зарубежные модели управления персоналом.
Американская модель управления организацией приспосабливается к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы.
Подход к управлению персоналом |
Американская модель |
Японская модель |
|
Малые вложения в обучение. Сотрудников легче «купить». Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка. |
Крупные вложения в обучение. Сотрудника нужно «растить». Общее обучение. Неформализованная оценка. |
|
На первом месте внешние факторы. Краткосрочный наем. Специализированная лестница продвижения. |
На первом месте внутренние факторы. Долгосрочный наем. Неспециализированная лестница продвижения. |
|
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания. Жесткая модель служебной карьеры. |
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе. Сложная лестница продвижения («змея»). |
Задание 2.
Перечислите составляющие стратегии управления персоналом (отбор; система компенсации, обучения и развития персонала; трудовые отношения и др.) на следующих стадиях жизненного цикла организации: становление и рост.
Жизненный цикл организации |
Отбор персонала |
Система компенсаций |
Обучение и развитие |
Трудовые отношения |
Стадия становления |
Поиск талантливы х специалистов и организаторов производства |
Для привлечения необходимых талантов зарплата и льготы устанавливаются на уровне или выше уровня аналогичных показателей на рынке труда |
Определение требований к развитию работников, планирование карьеры |
Выработка философии управления людьми, становление базовых ценностей, оформление трудовых отношений в коллективных и индивидуальных трудовых договорах |
Стадия роста |
Привлечение дополнительных работников со стороны, использование внутренних источников заполнения вакансий |
Сохраняется необходимость обеспечения соответствия в оплате на внешнем рынке труда, дополнительно возникает проблема равенства в оплате внутри организации |
Определение потребностей в обучении для развития новых технологий, в связи с перемещениями работников внутри организации, открытием новых производств |
Определение политики регулирования внутреннего рынка труда, формирование кадрового ядра организации и временной рабочей силы |
Задание 1.
Перечислите основные документы международного, федерального и отраслевого уровней, определяющих или влияющих на трудовые отношения в организации.
Уровень |
Основные документы |
Международный |
Декларация прав народов, материалы МОТ, в т.ч. по трипартизму, ООН, международные соглашения о разделении труда, кооперации, в том числе в рамках СНГ, и др. |
Федеральный |
Конституция, Гражданский кодекс, КЗОТ, Указы Президента, документы, отражающие государственную политику в сфере труда и занятости: по международному сотрудничеству в разделении труда, по вопросам активной политики в разделении труда (бюджетные программы, программы организации помощи в трудоустройстве, пособия по безработице, информирование населения), по вопросам политики доходов (о системах и размерах оплаты труда, других выплатах, льготах, ценах, налогах, социальной защите, тарифах и т. п.), законодательство об охране труда, о трудовых соглашениях и спорах и т. п., рекомендации Минтруда и НИИ труда, общероссийский классификатор занятий. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и др. |
Отраслевой |
Тарифные
соглашения, отраслевые нормативы и правила,
рекомендации, методические материалы,
организационно- |
Задание 2.
Перечислите основные компоненты Трудового договора.
В обязательном порядке в договор должно быть включено следующее:
- фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работодателя - физического лица, адрес его постоянного места жительства либо осуществления деятельности, наименование, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика;
- полное
наименование работодателя - юридического
лица и его местонахождение, номер
и дату государственной регистрации работодателя
- юридического лица, регистрационный
номер налогоплательщика;
- фамилию, имя, отчество (если указано
в документе, удостоверяющем личность)
работника, наименование, номер, дату выдачи
документа, удостоверяющего его личность;
индивидуальный идентификационный номер,
регистрационный номер налогоплательщика,
социальный индивидуальный код;
2. работу по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию);
3. место выполнения работы;
4. срок трудового договора;
5. дату начала работы;
6. режим рабочего времени и времени отдыха;
7. размер и иные условия оплаты труда;
8. характеристику условий труда, гарантии и льготы, если работа относится к тяжелым и (или) выполняется во вредных (особо вредных) и (или) опасных условиях;
9. права и обязанности работника;
10. права и обязанности работодателя;
11.
порядок изменения и прекращения трудового
договора;
12. гарантии и компенсационные выплаты,
порядок их выплаты;
13. условия по страхованию;
14. ответственность сторон;
15. дату заключения и порядковый номер.
Задание 1.
Администрацией фирмы ООО «Ромашка» было принято решение об открытии нового подразделения, специализированного на продаже фирменных аппаратов для приготовления горячих напитков (протертые супы, различные виды кофе и какао, фруктовые напитки и т.д.), изготовляемых в Швеции, и картриджей к ним. Размер такого аппарата – 50х50х80; вес – 6 кг.
Производитель готов предоставить существенные скидки и оплачивать доставку товара с условием ускоренного товарооборота. Решено было подобрать менеджеров по продажам, которые предлагали бы товар потенциальным покупателям на их территории. Расчеты показали, что необходимо продавать не меньше 15 аппаратов в день. Средний уровень продаж для опытного специалиста по продажам – 2 аппарата в день.
Необходимо:
выработать общую стратегию фирмы по подбору, отбору и найму персонала (5-6 пунктов), который должен обеспечить продажу.
Информация о работе Персонал предприятия как объект управления