Вклад в менеджмент
- Совершенное понимание личности:
С точки зрения ученого, совершенное понимание личности означает не господство над другими людьми, а умение индивида использовать свои возможности, подобное умению применять полученные знания или трудовые навыки: «Совершенное понимание личности является наукой непрерывного прояснения и углубления нашего видения мира, концентрации нашей энергии, развития терпения, способности объективного взгляда на окружающую нас реальность…».
Решающее значение для совершенного понимания личности являются умение использовать наше подсознание и способность видеть вещи в их взаимосвязи как части более крупного целого.
Вклад в менеджмент
Ментальные модели подразумевают те фундаментальные предположения или обобщения, которые мы делаем относительно наших организаций, нашей работы и нас самих. По мнению П. Сенге, они имеются у каждого человека; важным является создание гарантий того, что используемые ментальные модели помогают, а не мешают организациям.
Предубеждения или ошибочные представления об организациях нередко сдерживают их развитие. Частью процесса обучения должно стать исследование этих моделей, наше изучение самих себя и тщательный анализ наших собственных воззрений.
Вклад в менеджмент
- Построение общего видения:
Создание общего видения требует обдуманного формирования и распространения ментальных моделей, которые в точности отображают цели и ценности организации. Создание и распространение подобного видения являются одной из задач руководства организации. П. Сенге посвятил одну из глав своей «The Fifth Discipline» проблеме руководства в обучающейся организации, в которой он охарактеризовал лидера как проектировщика, распорядителя и учителя одновременно. Ученый отмечал, что руководители, способные успешно справляться с этими ролями, не могут быть созданы «по заказу»; развитие этих навыков, подразумевающее гармонизацию «пяти дисциплин», происходит на протяжении всей карьеры.
Вклад в менеджмент
Групповое обучение представляет значительные трудности. Обучение является социальной деятельностью, однако группа обучается медленнее, чем отдельно взятый индивид. В этом заключается проблема, которую П. Сенге пытается решить, хотя и не всегда успешно, во многих своих работах. Он утверждает, что группа может обучаться быстрее индивидов, и приводит в качестве примера спортивные команды и творческие коллективы, выполняющие художественные или научные функции, в которых «интеллект группы превосходит интеллект отдельных ее членов».
П. Сенге утверждает, что ключевое значение для группового обучения имеет понятие диалога, т. е. «способности членов группы отказываться от своих исходных предположений ради настоящих "совместных размышлений"
».
Вклад в менеджмент
Системное мышление, «пятая дисциплина», представляет собой «науку о видении целого»: видения взаимосвязей, а не просто причин и следствий, а также видения циклов, а не отдельных «фотоснимков» событий.