Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:25, дипломная работа
Цели этой работы –
* дать объективное представление о картине, сложившейся в сфере управления карьерными процессами в государственной службе России;
* выявить основные проблемы, встающие перед государственными органами и государственными служащими при организации управления карьерой.
ВСТУПЛЕНИЕ.____________________________________________________________ 3
1. КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 5
1.1 Определение карьеры 5
1.2 Типы карьер. 8
1.2.1 По признаку индивидуальной профессионализации. 8
1.2.2 По направлениям движения работника в структуре организации. 9
1.2.3 По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений. 9
1.3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития. 10
1.3.1 По характеру протекания. 10
1.3.2 По степени устойчивости, непрерывности. 11
1.3.3 По возможности осуществления. 11
1.3.4 По времени осуществления. 11
1.3.5 По направленности происходящих изменений различают: 13
1.4 Механизмы движения карьерных процессов. 13
1.5 Этапы карьеры. 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРЫ. 18
2.1 Выбор карьеры. 19
2.2 Планирование карьеры 20
2.3 Развитие карьеры. 21
2.4 План развития карьеры. 22
2.5 Самоуправление карьерой. 24
2.6 Стимулирование труда 26
2.6.1 Краткий обзор теорий мотивации. 27
2.6.2 Вопросы мотивации и стимулирования труда в государственной службе. 28
2.7 Правовые основы организации карьеры. 31
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. 36
3.1 Соединенные Штаты Америки. 36
3.2 Франция. 38
3.3 Япония. 39
4. ИСТОРИЯ ВОПРОСА. 42
5. ИССЛЕДОВАНИЕ. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.______________________________________________________________57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________61
В
связи с исключительно высокой
ролью государства и
При этой системе служащие, получившие необходимое образование, осуществляли карьеру, наращивая свой профессиональный потенциал и поднимаясь по иерархической лестнице чинов и должностей посредством продвижения по службе. С поступлением на службу чиновник связывал себя с государством определенными обязательствами и оставался в рамках установленных правил. Назначение на должность осуществлялось с учетом образования, квалификации, предшествующей карьеры, а служебный рост зависел главным образом от оценки, дававшейся качествам служащих руководящими органами и должностными лицами, и от ряда других обстоятельств. Подобная закрытая система имела тенденцию к отделению государственной службы от общества и возвышению корпуса государственных служащих над обществом.
Заслуживает
особого внимания история вопроса
правового регулирования
Наряду с «Табелем о рангах» в нормативно-правовую базу, регулирующую карьерную стратегию и тактику правительства , входили Основные Законы Российской Империи, петровский «Генеральный Регламент, или Устав» (1720 г.), «Устав о службе гражданской» (1832 г.), «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе» (1834 г.) и множество других нормативных актов Государственного совета, комитета министров, Сената.
В комплексе основополагающих юридических документов о государственной службе значительную роль играл «Общая роспись начальствующих и всех должностных лиц Российской Империи» (1835 г.). Этот документ стал усовершенствованием «Табеля о рангах», в котором имелось значительное смешение распределенных по классам должностей и чинов.
Важным звеном опыта организации карьеры служащих является и деятельность органов управления государственной службой.
С
1846 г. руководство чиновниками
Во второй половине XIX в. в царствование Александра II в состав органов, контролирующих прохождение службы, вошли министерства и губернские правления, получившие право подбора и расстановки чиновников, соответственно средних и низших классов. В министерствах функции отделов кадров выполняли департаменты общих дел; в губернских администрациях – общие присутствия. Основным документальным источником для учета изменений карьеры чиновника и воздействия на нее являлись послужные списки, высылавшиеся административными учреждениями в вышестоящие органы один раз в год (в Инспекторский департамент, а с 1894 г. в «Комитет о службе чинов гражданского ведомства» Собственной е.и.в. канцелярии).
Эти
кадровые структуры оказывали
Прием на государственную службу определялся правилами, согласно которым претенденты должны были соответствовать целому ряду требований в области образовательной подготовки, практического опыта, сословного происхождения, политической «лояльности» и «добронравия». В зависимости от образовательного уровня, профиля ведомства и других факторов порядок приема на службу мог включать в себя либо испытательный срок, либо сдачу квалификационного экзамена, или определенный подготовительный период для ознакомления с должностью.
Необходимо заострить внимание на механизме производства в чины и назначения на должности. Уже в указах Петра I были определены квалификации требования, в соответствии с которыми чиновники могли рассчитывать на служебное продвижение. Среди них: образовательный уровень, прохождение службы от низших ее ступеней к более высоким и накопление управленческих знаний и умений, стаж работы на административных должностях, успешное исполнение обязанностей на предшествующих должностях и пр.
В
послепетровские времена
Служебная карьера первого типа заключалась в приобретении права на присвоение нового чина за выслугу лет. Особенность же в производстве в чины за «отличия» состояла в сокращении срока службы в рамках соответствующих классах.
Карьерные процессы той эпохи были достаточно динамичны. Для них было характерно сочетание первого и второго типа карьеры, горизонтального и вертикального продвижения.
К
основным факторам, влиявшим на развитие
карьеры в дореволюционной
На успешность карьеры в немалой степени влияла близость к начальствующим должностным лицам, особенно к царствующему дому.
Среди важнейших факторов, оказывавших влияние на служебную карьеру нужно отметить степень соответствия деловых качеств тому типу чиновника, который в наибольшей мере отвечал требованиям самодержавной власти.
В служебном продвижении служащих заметно проявилась тесная связь и взаимозависимость чина и должности. С одной стороны, назначение чиновника на должность на должность ставила вопрос о повышении новому должностному чину классного чина. С другой стороны, чин выражал собой как бы статус служащих в чиновничьей иерархии и служил основанием для того, чтобы стать кандидатом на повышение в должности.
Однако, несмотря на жесткую регламентацию элементов государственной службы, зачастую карьера сопровождалась взяточничеством, волокитством, формализмом, служебными подлогами.
Советская власть также не мало внимания уделяла вопросам государственной службы. Существовало большое количество постановлений и положений о требованиях к отдельным категориям служащих, о классных чинах, о порядке аттестации, об укреплении государственной дисциплины. Позднее эти документы слились в единое трудовое законодательство. Периодически издавались тарифно-квалификационные справочники для работников народного хозяйства. Министерства и ведомства готовили типовые или примерные должностные инструкции.
Особого внимания заслуживает "Единая номенклатура должностей служащих", утвержденную постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 9 сентября 1967 г. В этом "табеле о рангах" был закреплен перечень должностей служащих, занятых в отраслях народного хозяйства и государственного управления. С учетом характера труда их разделили на три крупных группы – руководители, специалисты и технические исполнители, которые были исходными при составлении штатных расписаний учреждений.
Проанализировав источники, посвященные карьере и ее проблемам, использованные в написании этой работы, можно сделать следующие выводы: с одной стороны, вопросу карьеры уделяется большое внимание. В литературе освещаются вопросы заинтересованности кадровой службы государственного органа и самих государственных служащих в управлении карьерой государственных служащих, подробно рассматривается процесс организации карьеры. Однако вся информация посвящена теоретическому аспекту рассмотрения этой темы. Выстраивается идеальная система организации карьеры, некое пособие для тех, кто заинтересован в грамотном подходе к этому важному, для большинства людей, вопросу. Эти сведения необходимы и дают возможность изучить теоретическую основу вопроса. С другой стороны практически нет источников, несущих в себе информацию о прохождении карьерных процессов в сфере государственной службы на данный момент. Только из данных социальных опросов, из сборников статистических данных, а так же из СМИ можно узнать о том, какими возможностями для развития карьеры обладают государственные служащие на данный момент, с какими проблемами они сталкиваются, а так же с какими проблемами сталкивается кадровая служба государственного органа.
Исходя из данных социологических опросов можно сказать, что основными проблемами кадровой службы государственного органа являются невозможность обеспечить потребность государственного органа в высококвалифицированных кадрах в нужном количестве и в нужном месте, невозможность обеспечить относительно стабильный состав персонала, способного аккумулировать знания, опыт и корпоративную культуру государственной службы19. Это происходит в первую очередь потому, что кадровая служба не в состоянии создать такие условия работы, при которых у служащих не возникало бы потребности искать другое место работы, не говоря уже о том, что необходимо создавать как можно больше эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала, самыми сильными из которых являются возможность самореализации, достижение более высокого должностного статуса в иерархии государственных должностей, возможность получения более высокой оплаты труда, получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы.
На первый взгляд кажется, что виновато в этом государство, однако, как показало нижеприведенное исследование, выяснилось, что многие государственные служащие и сами, по разным причинам, не дают успешно развиться своей карьере.
Изначально
цель моего исследования заключалась
в том, чтобы проанализировать уже
сложившиеся карьеры
В своем исследовании я рассматривала вопрос организации карьеры с двух точек зрения:
В
первую очередь хочется затронуть
вопрос об отношении потенциальных
и реальных государственных служащих
(студентов СЗАГС) к государственной службе.
Ответы разделились на 2 части и в каждой
части ответы были практически одинаковы:
1. Студенты, не работающие в сфере государственной службы и не имеющие практики работы на государственной службе.
Приведу результаты ответов на вопросы анкеты.
Хотите ли Вы поступить на государственную службу и почему?
Из числа опрошенных(20 человек) 17 человек ответили, что хотели бы поступить на государственную службу если бы не следующие причины:
Может ли государственная служба стать для Вас стартовой площадкой для будущего развития?
Государственная
служба рассматривается исключительно
как стартовая площадка для дальнейшего
роста.