Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:26, контрольная работа
Сегодня во многих акционерных обществах создаются специальные системы подбора, развития и перемещения перспективных руководителей и специалистов. Для кадровых служб управление этой системой является стратегически важной задачей. Не случайно высшие руководители должны принимать самое непосредственное участие в этом процессе. При этом предполагается решение трех задач.
1. Выявление работников предприятия, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2. Подготовка работников к работе в руководящей должности;
3. Обеспечение планового замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ 4
2. ИСТОЧНИКИ РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА 6
3. ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ В РЕЗЕРВ 6
4. СТРУКТУРА И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Столичный гуманитарно-
Контрольная работа по дисциплине «Управление Персоналом»
На тему: Планирование и этапы подготовки резерва руководителя.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА
2. ИСТОЧНИКИ РЕЗЕРВА
3. ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ В РЕЗЕРВ 6
4. СТРУКТУРА И СТАДИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Сегодня во многих акционерных обществах
создаются специальные системы
подбора, развития и перемещения
перспективных руководителей и
специалистов. Для кадровых служб
управление этой системой является стратегически
важной задачей. Не случайно высшие руководители
должны принимать самое
1. Выявление работников
2. Подготовка работников к
3. Обеспечение планового
Особое внимание следует уделять подготовке специалистов для занятия ключевых должностей - руководителей.
Кадровый резерв - это функциональные руководители и специалисты, обладающие способностью к управленческой деятельности, отвечающие требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшиеся отбору и прошедшие систематическую целевую квалификационную подготовку. Предприятия должны всегда иметь "резерв" кадров, из которых они предпочитают выбирать кандидатов на вакантные должности. Наем со стороны всегда сопряжен с риском крупного просчета. Как бы скрупулезен не был заочный анализ, он не позволяет, с той же уверенностью судить о кандидате, как о работнике предприятия. Как правило, предельный возраст для выдвижения в резерв руководителя, установлен до 35 лет. Кандидатов иногда можно специально перемещать из одного подразделения в другое и даже в разные регионы. В результате повышается профессиональный опыт руководителя, растет понимание им конечных целей предприятия и взаимозависимости отдельных сфер хозяйственной деятельности.
Формирование резерва
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА
При изучении различных источников пополнения резерва кадров кадровым службам следует руководствоваться следующими принципами:
-проведение оценки работников в отдельных группах должностей и специальностей для выявления лучших в данной группе по деловым качествам, результатам труда;
-оценка претендентов на должность должна проводиться гласно, чтобы до минимума свести возможность влияния субъективных факторов.
Формирование резерва
В применении этого принципа должны учитываться следующие условия:
-комплексная оценка уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности работника;
-оценка качества труда (пригодность результатов труда к использованию, тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);
-оценка деловых качеств;
-оценка личностных качеств.
Принцип перспективности кандидата соблюдается при отборе кандидатов в резерв, если учитываются:
-требования к квалификации кандидата;
-пригодность к руководящей работе;
-требования к образованию;
-стаж работы в руководящей должности;
-состояние здоровья.
При отборе кандидатов в резерв на конкретные должности надо учитывать не только общие требования, но еще и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т.д.
Для каждой профессии экспертами должен быть разработан перечень физиологических, социально-психологических, профессиональных и деловых качеств (паспорт рабочего места).
В списки кандидатов на вакантные
должности предприятий следует
включать не только наиболее подготовленных
руководителей низшего звена, но
и молодых перспективных
Резерв управленческих кадров по уровню
конкретизации и перечню
Потенциальный резерв образуют все
сотрудники, которые удовлетворяют
критериям потенциального резерва
и имеют возможности для
Формированию предварительного резерва
предшествует создание потенциального
резерва соответствующих
Предварительный резерв после его утверждения соответствующими органами (Правлением, Советом директоров, руководителем акционерного общества) становится окончательным. Формирование резерва руководителей - начальников производств, цехов и их заместителей, начальников участков, мастеров осуществляется по оценкам наиболее значимых для их работы качеств.
Листы оценки качеств выдаются персонально
каждому эксперту на группу оцениваемых
им кандидатов в резерв. Оценочные
листы заполняются в условиях,
исключающих одновременную
2. ИСТОЧНИКИ РЕЗЕРВА
Источниками резерва являются нижестоящие
руководители, а также те сотрудники,
которые соответствуют
Количественный состав потенциального резерва для каждой должности определяется из общего числа и номенклатуры должностей так, чтобы на каждую должность в потенциальном резерве иметь не менее трех кандидатов. В функциональных подразделениях с неразветвленной структурой (финансовый отдел, отдел сбыта и др.) потенциальный резерв совпадает с предварительным и может формироваться только для начальников этих подразделений. Состав потенциального резерва оформляется в виде таблицы.
3. ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ В РЕЗЕРВ
Кандидат в предварительный резерв оценивается экспертами, работающими под началом кандидата ("нижестоящие"); экспертами - руководителями того же уровня ("равные"), что и кандидат; экспертами - руководителями рангом выше, чем кандидат в резерв, ("вышестоящие''). Количестве экспертов не ограничено, но должно быть не менее 5 человек для одного кандидата. Эксперт должен знать оцениваемых кандидатов по совместной работе как правило не менее одного года. Предпочтение отдается тем экспертам, которые знакомы со всеми кандидатами в резерв на одну должность.
"Список экспертов"
Проведение оценки осуществляется при полном отсутствии личных контактов экспертов. В диалоге с организатором проведения оценок персонально выясняется совокупность вопросов, связанных с оценкой. Вся оценка на предприятии длится не более двух недель. Время для каждого эксперта - не более 20-30 мин.
В процессе оценки кандидатов в предварительный резерв эксперты осуществляют сравнительную оценку кандидатов по каждому качеству и заносит их в "Оценочный лист" согласно правилам, приведенным в данном листе .
Для проведения оценки необходимо иметь:
а) список потенциального резерва
на руководящие должности
б) список экспертов для каждого оцениваемого кандидата;
в) специальный приказ руководителя предприятия, который одновременно утверждает план работы;
После заполнения экспертами оценочные листы группируются по управленческим должностям, для которых формируется резерв, и рассчитывается общая сумма мест, данных экспертами, для каждого кандидата в резерв, а также среднеарифметические экспертные оценки каждого качества и в целом по каждому кандидату. Выделяются качества, средняя оценка которых ниже четырех баллов.
На основании рассчитанных средних
баллов и суммы мест формируется
состав предварительного резерва на
каждую должность. В предварительный
резерв зачисляются кандидаты со
средней суммой мест не более чем
2,1. Кандидаты со средней суммой мест
в интервале 2,1 - 2,3 могут быть зачислены
в предварительный резерв на нижестоящую
должность по отношению к той,
на которую его оценивали
При формировании окончательного резерва учитывается результат работы подразделений, руководимых кандидатом или самих кандидатов в резерв, их личное желание занимать соответствующую управленческую должность. Решение с учетом результатов экспертных оценок принимает тот руководитель, на чью должность формируется резерв.
Окончательный резерв создается на основе списка предварительного резерва для соответствующей должности.
Специалисты, зачисленные в окончательный резерв, проходят подготовку согласно индивидуальному плану работа. Выполнение индивидуального плана может ежегодно обсуждаться на заседании специально созданной комиссии (Правления, Совета директоров акционерного общества и т.д.). Кандидат на замещение должности, не выполнивший план работы, исключается из резерва.
Результаты экспертной оценки качеств специалиста при зачислении в резерв на должность.
Примечание:
Качества, получившие наиболее низкую оценку, требует особого внимания при составлении плана работы специалиста, состоящего в резерве.
Предварительный и окончательный
резерв обновляются, один раз в год.
Эффективность резерва
По окончании срока пребывания
в резерве кандидат должен быть повышен
в должности. При отсутствии вакансии
ему может назначаться
4. СТРУКТУРА И СТАДИИ
Структура резерва определяется в первую очередь целями, которые преследуют формирование резерва. Известно, что он формируется для подготовки руководителей к последующему замещению руководящих должностей. Структура резерва строится в соответствии с категориями руководящих должностей, для замещения которых он создается.
Категории руководящих должностей в структуре резерва кадров могут быть определены постановлением совета директоров, приказом руководителя предприятия. Включать в резерв руководитель может только те руководящие должности, право назначения на которые входит в его компетенцию.
Перечень этих руководящих должностей составляет номенклатуру руководящих должностей определенного уровня управления. В пределах этой номенклатуры руководитель определяет права и ответственность должностных лиц за создание резерва.
Права и ответственность должностных лиц должны быть регламентированы в инструкции по работе с резервом, которую необходимо подготовить одновременно с приказом о работе с резервом на предприятии.
Формирование и составление списка резерва состоит из:
• формирования списка кандидатов в резерв;
• создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва на первой стадии следует определить:
• кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
• кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить;
• какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности. Вторая стадия формирования резерва требует решения двух главных задач:
• оценка кандидатов в резерв;
• сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей, на которые кандидаты в резерв предлагаются.
Информация о работе Планирование и этапы подготовки резерва руководителя