Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:26, контрольная работа
Сегодня во многих акционерных обществах создаются специальные системы подбора, развития и перемещения перспективных руководителей и специалистов. Для кадровых служб управление этой системой является стратегически важной задачей. Не случайно высшие руководители должны принимать самое непосредственное участие в этом процессе. При этом предполагается решение трех задач.
1. Выявление работников предприятия, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2. Подготовка работников к работе в руководящей должности;
3. Обеспечение планового замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ 4
2. ИСТОЧНИКИ РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА 6
3. ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ В РЕЗЕРВ 6
4. СТРУКТУРА И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Формирование и составление списка не гарантируют обязательного выдвижения. Это положительно отражается как на отношениях в коллективе, так и на самих кандидатах в резерв.
До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
• прогноз изменения структуры аппарата;
• совершенствование продвижения работников по службе;
• определение степени
• определение степени
Итогом выполнения указанных работ
является определение текущей и
перспективной потребности в
резерве. Оптимальная численность
резерва кадров рассчитывается следующим
образом. Прежде всего выявляется потребность
предприятия в кадрах управления
на ближайшую или более длительную
перспективу (до пяти лет). Далее определяется
фактическая численность
Для формирования резерва на выдвижение
большую роль играет круг специалистов,
из которого происходит отбор в резерв.
Психологи утверждают, что расцвет
творческой деятельности человека наступает
в 35-40 лет. Это означает, что кадровый
резерв на должности руководителей
низшего звена предприятия
Это позволяет сделать вывод,
что специалисты, входящие в
резерв руководителей, по
Это обстоятельство связано с таким распространенным недостатком в расстановке кадров руководителей как "застой" кадров. "Застой" кадров такого ранга, как начальник цеха, например, приводит к тому, что из числа начальников цехов некого рекомендовать в резерв на должность руководителя предприятия. И дело не только в возрасте. Длительное пребывание на одной должности отрицательно сказывается на самих работниках, занимающих эту должность. При составлении списков кандидатов в резерв руководящих работников необходимо учитывать эти обстоятельства.
Следует также напомнить, что если начальник не продвигается по службе, то его подчиненные также чаще всего ограничиваются в движении наверх. Если же начальника освобождают от занимаемой должности за некомпетентность или развал работы, то преемником редко становится способный молодой человек, непосредственно работающий рядом с ним. Нового руководителя обычно назначают со стороны, а он в свою очередь, приводят своих собственных способных людей. Отсюда вывод: удачливый и продвигающий по служебной лестнице руководитель является гарантом собственных успехов работников.
Способствовать улучшению базы для формирования резерва может движение "по горизонтали", то есть своевременное обновление кадров, сочетание опыта старых кадров с энергией молодых. Движение "по горизонтали" может дать значительный положительный эффект, ибо на новом месте работник не только сможет применять свои знания, но и вынужден будет учится, что, безусловно, пробудит ''дремавшую'' активность, вызовет приток энергии, поднимет инициативу. Кроме того, такое перемещение откроет дорогу для выдвижения новым кадрам управления.
Подбор заместителя
Для дальнейшего совершенствования
работы по формированию резерва необходимо
учитывать следующие важнейшие
моменты при составлении
1. Должны быть определены
2. Должна быть предусмотрена
возможность подбора
3. Преодоление застоя
4. Определение персональной
Списки кандидатов в резерв формируются путем: поиска кандидатов, оценки (аттестации) отобранных кандидатов, определения сроков, форм и методов обучения кандидатов.
Поиск кандидатов в списки резерва представляет собой трудоемкую задачу изучения потенциальных возможностей всех специалистов, работающих в данном трудовом коллективе и еще не работающих в нем, например, выпускников вузов и техникумов. Формирование резерва специалистов для выдвижения на руководящие должности лучше начинать еще в учебных заведениях.
Кандидатов для включения в списки резерва на выдвижение изучают с помощью:
• документальных данных - отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• беседы (интервью) по специально составленному
плану или вопроснику либо без
определенного плана для
• наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.п.);
• результатов трудовой деятельности - производительности труда, качества выполняемой работы и т.п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
• метода заданной группировки работников. Когда под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди.
В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов: профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
• профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
• перечень должностей, занимая которые, работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
• предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
• результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
• значение приоритетов кандидатов в резерв;
• выводы и рекомендации последней аттестации;
• мнение руководителей и специалистов смежных подразделений;
• результаты оценки потенциала кандидата
(возможный уровень
Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:
• мотивация труда - интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;
• профессионализм и
• личностные качества и потенциальные
возможности - высокая степень
При выдвижении кандидатов в списки резерва на руководящие должности преимущество отдается работникам, прошедшим оценку (аттестацию) и рекомендованным на выдвижение.
При включении в списки кандидатов в резерв должна учитываться способность работника к управленческой деятельности. Распознавание управленческих способностей необходимо для:
• выявления потенциальных
• расстановки работников (кто
и какую ступеньку в
• определения резерва (кто в будущем может работать на соответствующих должностях).
По завершении поиска кандидатов в
резерв составляются предварительные
списки резерва по результатам сравнения
учетных данных работников с фактографическими
требованиями должности. Алгоритм выбора
состоит из трех этапов. На первом этапе
составляется список специалистов, которые
по образованию, стажу работы и другим
характеристикам удовлетворяют
требованиям профессиограммы
Для предварительного отбора кандидатов можно использовать матрицу требований кандидатам на зачисление в резерв. В этой матрице записываются условия, при которых работник данной должности может быть зачислен в резерв на все возможные руководящие должности.
Задачи второй стадии формирования списка резерва решаются:
• оценкой кандидатов;
• сопоставлением совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
• сравнением кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности
Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка по результатам оценки и сравнения кандидатов.
Работники, прошедшие вторую стадию отбора, подвергаются дополнительному контролю для выявления способностей к руководящей работе с помощью психологического тестирования и деловых игр.
На основании результатов
''А'' - это кандидаты, которые
могут быть выдвинуты на
''Б'' - это кандидаты, выдвижение
которых планируется в
Зачисление в кадровый резерв производится сначала на должностной уровень, а затем на определенную должность.
Список резерва
Все лица, зачисленные в резерв на руководящие должности, подлежат специальному учету. В службе управления персоналом на каждого работника, зачисленного в резерв, составляется учетная карточка.
Успешное решение кадровых задач в управлении во многом зависит от того, насколько хорошо на предприятии организована работа с резервом на выдвижение.
Для современного руководителя необходимы высший профессионализм, знание основ науки управления и экономическое мышление, позволяющее видеть перспективу. Поэтому в целом работа по созданию резерва кадров на выдвижение предусматривает планомерную и целенаправленную систему подготовки и проверки на практике будущих руководителей, осуществления непрерывного отбора кандидатов на руководящие должности, рост их деловых и профессиональных качеств.
Не существуют резервисты, пригодные для заполнения любой вакансии. Каждого кандидата на выдвижения целесообразно готовить по возможности на конкретную должность, требующую не только данного уровня знаний, компетентности, квалификации, но и определенного стиля работы. И это одна из важнейших задач структуры управления человеческими ресурсами предприятия.
Информация о работе Планирование и этапы подготовки резерва руководителя