Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:30, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях. Цель достигается постановкой следующих задач.
1. раскрыть сущность функции планирования
2. рассмотреть виды планирования в организации
3. раскрыть особенности стратегического и тактического планирования
4. определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Планирование как функция менеджмента……………….…………...4
1.1 Сущность функции планирования……………………………….……4
1.2 Виды планирования…………………………….………………….……7
2. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях……11
Заключение……………………………………………………………….....15
Список используемой литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

планирование как функция менеджмента.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

    Введение…………………………………………………………………….3

  1. Планирование как функция менеджмента……………….…………...4

  • 1.1 Сущность функции планирования……………………………….……4

  • 1.2 Виды планирования…………………………….………………….……7

  • 2.  Значение планирования в процессе управления организацией

  •    в современных условиях………………………………………..………….11

    Заключение……………………………………………………………….....15

       Список  используемой литературы…………………………………………16 
               Введение

     

    Менеджмент – это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

    Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно различных направлений деятельности организации. Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

    Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.

    Цель достигается постановкой следующих задач.

    1. раскрыть сущность функции планирования
    2. рассмотреть виды планирования в организации
    3. раскрыть особенности стратегического и тактического планирования
    4. определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.

     

     

     

    1. Планирование как функция  менеджмента

     

    1.1 Сущность функции  планирования

     

    Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

    Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать»

    Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

    Планирование – «это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством»1.

    Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.

    План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:

    • не понимают поставленных целей, будущих задач;
    • хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
    • теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
    • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

    Применение планирования:

    • улучшает координацию действий в организации;
    • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
    • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
    • улучшает информационный обмен в организации;
    • способствует оптимальному распределению ресурсов;
    • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
    • симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров к большей обоснованности и реализации своих решений;
    • улучшает контроль в организации2.

    По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

    1. Где мы находимся  в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

    2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

    3. Как мы собираемся  сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

    Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

    Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

    1. выработку общих целей предприятия;
    2. детализацию и конкретизацию целей;
    3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
    4. контроль за достижением целей.

    Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

    Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

    Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

    Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, – больших или малых, – является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.

    Осознание организационных стратегий – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

     

    1.2 Виды планирования

     

    Выделяются различные виды планирования.

    • Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
    • Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности3.

    Виды планирования по срокам:

    1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
    2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
    3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

    Разновидности планов.

    Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.

    Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.

    Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.

    Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности

    1. стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов
    2. тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов
    3. оперативное – реализация данной возможности).

    Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

    • участие максимального числа сотрудников в работе над планом;
    • непрерывность планирования является не единственным фактом, а системой регулярно повторяющихся действий;
    • преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учётом выполнения прошлых и того, что они сами служат основой составления планов в будущем;
    • гибкость, т.е. возможность пересмотра в определённых рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
    • согласование, которое происходит путём координации и интеграции;
    • экономичность, т.е. затраты на составление плана должны быть меньше эффекта приносимого его выполнением;
    • создание необходимых условий для выполнения плана.

    При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

    Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования,

    Следует четко определить:

    1. объект планирования (что планируется),
    2. субъект планирования (кто планирует),
    3. период (горизонт) планирования (на какой срок),
    4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
    5. методику планирования (как планировать),
    6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

    Различают:

      • последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)
      • скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,
      • жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
      • гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

    Информация о работе Планирование как функция менеджмента