Планирование как основа управления народным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1
1.1 Сущность планирования народного хозяйства………………………….4
Глава 2
2. Планирование: понятие, виды и цели……………………………………..7
2.1 Понятие…………………………………………………………………….7
2.2 Виды и цели планирования……………………………………………….7

Глава 3
3. Принципы и методы планирования….……………………………………………………………..10
3.1 Принципы планирования………………………………………………………………..10
3.2 Методы планирования.............................................................................17
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирская Государственная  Геодезическая Академия

 

Институт геодезии и менеджмента.

Факультет экономический.

 

 

 

 

Реферат по Теории Менеджмента

 

Тема: Планирование как основа управления народным хозяйством

 

 

 

                                                                         Выполнила: Зеленская А.О.

                                          Группа БМ-11 а

 

                                                  Проверила: кандидат                                                                             

                                                                      исторических наук Лизунова И.В.

 

                                            Новосибирск 2012

 

                                                Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1

1.1 Сущность планирования народного хозяйства………………………….4

Глава 2

2. Планирование: понятие, виды и цели……………………………………..7

2.1 Понятие…………………………………………………………………….7

2.2 Виды и цели планирования……………………………………………….7

 

Глава 3

3. Принципы и методы  планирования….……………………………………………………………..10

3.1 Принципы планирования………………………………………………………………..10

3.2 Методы планирования.............................................................................17 
Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение.

 

В своем реферате я рассмотрела два основных вопроса  касающиеся планирования народного  хозяйства. Так как эта тема довольно актуальна в наши дни, и хотя мы не используем такие устаревшие термины  как «планирование» а в основном «бизнес план» для какой либо фирмы, то смысл остается прежним.

Россия уже шагнула  в новое тысячелетие, в новом  обличии, уже давно прекратились так называемые пятилетние планы  мы, по моему мнению, стали развиваться  более планомерно, хотя еще происходят скачки в нашей экономике.

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит  все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и  функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран  с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим  экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

1.1 Сущность планирования народного хозяйства.

 

Планирование народного  хозяйства, основные идеи и принципы которого были разработаны В. И. Лениным, рассматривается нашей партией и Советским государством как условие успешного развития социалистической экономики и культуры, кровное дело всего народа.

В Директивах XXIV съезда КПСС указывается: «Наша экономика развивается по единому плану, что обеспечивает высокие темпы ее роста, пропорциональность и эффективность развития ее отраслей, неуклонное повышение жизненного уровня трудящихся, всестороннее развитие социалистической культуры».

В общей системе  научного управления социалистическим обществом планирование народного хозяйства является центральным звеном. Планирование связано с выработкой решений партии и социалистического государства по управлению народным хозяйством. Содержание процесса планирования состоит в разработке, обосновании, обеспечении возможности выполнения и организации проверки выполнения народнохозяйственных планов.

Планирование народного  хозяйства является, но только многообразной практической деятельностью, но и возникшей под ее влиянием обширной областью экономической науки. Выводы науки о планировании народного хозяйства проверяются практикой и в то же время вооружают ее новыми эффективными методами и рекомендациями.

В системе экономических  наук планирование народного хозяйства стоит между политической экономией и отраслевыми экономиками. Политическая экономия изучает законы развития общественного воспроизводства. Анализ этих законов составляет теоретическую базу науки планирования, которая конкретизирует характеристику закономерностей воспроизводства общественного продукта, исследует специфику проявления экономических законов, определяющую содержание народнохозяйственных планов.

Отраслевые экономики, исходя из основных положений науки  о планировании народного хозяйства, исследуют особенности планомерной организации процессов воспроизводства в отдельных отраслях.

В планировании народного  хозяйства используются выводы, фактические  данные и методы исследования, применяемые  отраслевыми экономиками и другими экономическими науками, такими, как статистика, финансы и кредит, бухгалтерский учет и т. д. Кроме того, наука о планировании тесно связана с математикой, техническими и естественными науками.

Планирование народного  хозяйства одновременно является и  экономическим, и социальным планированием. Решая задачи развития экономики, планы (особенно перспективные) всегда предусматривали решение крупнейших социальных проблем (ликвидация эксплуататорских классов, устранение противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, обеспечение фактического равноправия нации и др.)

Использование объективных  экономических законов в планировании народного хозяйства носит комплексный характер. Это прямо вытекает из того, что все стороны общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, а значит, и все разделы плана должны находиться во взаимной причинно-следственной связи. Комплексный характер использования объективных законов общественного развития легко обнаружить на примере любого раздела народнохозяйственного плана. Конечно, в соответствии со спецификой отдельных разделов плана всегда некоторые законы выдвигаются вперед, но действие их должно учитываться только в общей системе объективных законов.

Определяющая, ведущая  роль в системе экономических  законов принадлежит основному закону. Он является главным регулятором развития социалистической экономики, хотя все экономические законы оказывают определенное регулирующее воздействие на нее.

Основной экономический  закон социализма реализуется в  планировании через все разделы  плана, но, прежде всего через план роста жизненного уровня населения, производственную и строительную программу, план научно-технического прогресса.

Закон планомерного, пропорционального развития реализуется посредством балансовой увязки и согласования разделов народнохозяйственного плана, планирования темпов и пропорций развития экономики и культуры.

Закон неуклонного  роста производительности труда  и закон распределения, но труду  проявляются и планировании производительности труда, установлении пропорции в распределении и использовании трудовых ресурсов, планировании фондов оплаты по труду и общественных фондов потребления, в определении фондов экономического стимулирования.

Закон возвышения потребностей, закон непрерывного роста жизненного уровня, закон социалистического  накопления используются при установлении пропорций и распределении национального дохода на фонды потребления и накопления, разработке программы повышения жизненного уровня, определении заданий по росту реальных доходов и развитию сферы обслуживания, разработке строительной программы плана и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

2 Планирование: понятие, виды, цели.

 

2.1 Понятие

 

Планирование - это определение  системы целей функционирования и развития организации, а также  путей и средств их достижения.  

2.2 Виды  и цели

 

Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно:

 

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

 

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

 

Само по себе наличие  цели еще не означает, что она  будет достигнута, необходимо наличие  соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто  от количества этих ресурсов зависит  уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № миллионов рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

 

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь  налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).

 

Весь процесс  планирования в организации разделяется  на два уровня: стратегический и  оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система  управления организацией на текущий  период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом  с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации  действий. Если брать организацию  в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

 

 

 - Разрабатывается миссия  организации. 

- Исходя из миссии, разрабатываются стратегические  ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют  качественными целями). 

- Производится оценка  и анализ внешней и внутренней  среды организации. 

- Определяются стратегические  альтернативы. 

- Выбор конкретной  стратегии или пути достижения  цели. Ответ на вопрос "что делать?".  

- После установления  цели и выбора альтернативных  путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

 

  • тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3.Принципы и  методы планирования

3.1 Принципы планирования 

Принцип планирования −  основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования. 
 
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: 
 
1.необходимость, 
 
2.единство, 
 
3.непрерывность,  
 
4.гибкость, 
 
5.точность 
 
Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, − это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, и не должен ставиться: программа предстоящих действий является, безусловно, необходимой. Планы могут быть разные: простые или сложные, краткие либо очень подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные либо принятые наспех, хорошие, посредственные, либо плохие. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях. 
 
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы). 
 
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них − к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие иды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут существовать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии. 
 
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводит обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые также ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования. 
 
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Потому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном − можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов. 
 
В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из них сохраняют актуальность и применяются в настоящее время. 
 
1). Принцип выделения ведущего звена в плане. 
 
Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наиболее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разрабатываться программы или специальные разделы плана. 
 
2). Принцип научности в планировании. 
 
План будет разрабатываться на научной основе, если он базируется на качественной, а значит достоверной, полной, своевременной информации. Также если при его использовании применяются современные методы планирования, обуславливающие систему плановых показателей, нормативов, норм. И если разработку планов ведут квалифицированные специалисты. 
 
3). Принцип директивности. 
 
В настоящее время директивность можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самостоятельной фирмой. 
 
4). Принцип единства политики и хозяйствующего руководства. 
 
В настоящее время, при существовании многопартийной системы, партии, стоящие у власти, реализуя политические идей, проводят определенную экономическую политику. 
 
5). Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов. 
 
В условиях рынка решение проблемы отраслевого и территориального планирования основывается на развитии законодательно базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штрафных санкций и других рычагах управления. 
 
Относительно новые принципы планирования. 
 
6). Принцип строго целевой направленности формулируют цели экономического развития, их разделения на подцели все более дробного характера и выявляют ресурсы, необходимее для их согласованной реализации. 
 
7). Принцип комплексной направленности. 
 
Комплексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предполагаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов. 
 
На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Кроме того, на производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. поэтому необходимо, чтобы применяемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах так и в конечных результатах всего предприятия. 
 
8). Принцип участия. 
 
Каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. 
 
9). Принцип многовариантности. 
 
В настоящее время любая проблема может быть решена различными способами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому следует применять и другие мероприятия. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каждый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению данной задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков проекта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличивает вероятность лучшего использования ресурсов. 
 
10). Принцип оптимальности состоит в правильном и четом формулировании и детализировании целей социально-экономической системы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решений каждой задачи в отдельности оптимально, т.е. находят единственно правильное решение с учетом избранных критериев оптимальности, основанных на решении задач математического программирования, экономико-математического моделирования. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии. 
 
11). Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и технологией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, оперативного планов. 
 
12). Принцип иерархичности. 
 
Предпосылкой является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принципы иерархичности носят подчиненный характер планам вышестоящих уровней. Связаны с вероятностным характером экономической системы, позволяют "гасить" мелкие отклонения от планов в пределах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления. 
 
13). Принцип эффективности. 
 
Этот принцип требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого планового результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребности потребителя, какая возможна общая прибыль и т.п. при оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. 
 
Таким образом, в современной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, оптимальность, эффективность, приоритетность, сбалансированность, равнонапряженность, конкретность, динамичность, риск. Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, − в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры имеют в настоящее время большой выбор существующих принципов планирования.  
 
Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма. 
 
Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя − не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими − не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя. 
 
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень − на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживающему рынку. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция − между объектами разных уровней. 
 
Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно где возникают проблемы, решать их нужно совместно с остальными. 
 
Принцип интеграции определяет, что планирование осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.  
 
Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию. 
 
Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.  
 

Информация о работе Планирование как основа управления народным хозяйством