Планирование как основа управления народным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1
1.1 Сущность планирования народного хозяйства………………………….4
Глава 2
2. Планирование: понятие, виды и цели……………………………………..7
2.1 Понятие…………………………………………………………………….7
2.2 Виды и цели планирования……………………………………………….7

Глава 3
3. Принципы и методы планирования….……………………………………………………………..10
3.1 Принципы планирования………………………………………………………………..10
3.2 Методы планирования.............................................................................17
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2 Методы планирования

 

Методы планирования −  это способы разработки плана  или его раздела. В зависимости  от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей  получения и согласования тех  или иных конечных плановых показателей  принято различать следующие  методы планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов  имеется несколько преобладающих  признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный  − на анализе и обобщении опытных  данных, нормативный − на применении исходных нормативов и т.д.

 
Современное реформирование государственной  российской экономики имеет целью  создание новой системы государственного регулирования, учитывающей все  наиболее прогрессивные достижения как отечественного, так и хозяйственного зарубежного опыта. Это применимо  к одному из основных инструментов управления экономикой − система  материальных балансов. 
 
В рыночной экономике "сигнал" производителю о том, что нужно и что не нужно, идет непосредственно от покупателей. И если бы при составлении экономических планов полнее, своевременно и лучше учитывать быстро меняющиеся потребности людей, тога многие проблемы были бы сняты. С целью создания такой обратной связи и была предпринята в свое время радикальная экономическая реформа, которая повлекла изменение форм собственности, государственности и другие глобальные процессы. 
 
Возникновение регулирования товарообмена государством есть результат естественного процесса совершенствования рыночных отношений, характерный для современного уровня развития производительных сил. К инструментам государственного регулирования принадлежат: структурно-инвестиционная политика, бюджетная, социальная, налоговая, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика. 
 
Одной из особенностей рыночного саморегулирования является то, что покупатель дает свою окончательную оценку только в процессе товарообмена. Рыночные отношения предопределяют успех предпринимательской деятельности тем, насколько точно соответствуют друг другу объем и структура спроса потребителей и предложения производителей.  
 
Одним из ключевых является понятие кругового потока. Деньги движутся от потребителя к производителю, а натуральные товары − от производителя к потребителю. Признаком здоровой экономики являются высокий темп достижения этих потоков и их взаимная сбалансированность. Это зависит от того, насколько цены фактических продаж, потребности и производство, соответственно, близки к равновесным ценам и размерам равновесных продаж. Значит меры государственно воздействия на экономику оправданы настолько, насколько они сближают эти параметры с равновесными, которые определяются точкой пересечения кривых спроса и предложения, т.е. натурально-стоимостным балансом. Но практически любая возможная мера государственного воздействия на экономику соответствующим образом меняет характер этих кривых, что дает новую точку равновесия. Это позволяет, используя соответствующий экономический аппарат, просчитывать экономические последствия бюджетных ассигнований, налогов, капитальных вложений и т.п. 
 
Система материальных балансов формируется по восходящей от первичных ресурсов до продукции конечного потребления и представляет собой четыре иерархических ряда: 

- балансы продуктов конечного потребления; 
- балансы орудий труда; 
- балансы эндогенных ресурсов (внутренние); 
-балансы экзогенных ресурсов (внешние). 
 
В номенклатуру продуктов конечного потребления входят основные продукты питания и товары народного потребления, военная техника и важнейшие экспортные ресурсы. 
 
Номенклатура остальных групп балансов формируется по принципу "графа целей": для производства конечной продукции ключевыми являются определенные виды материалов и техники, для производства которых требуются другие ключевые материалы и техника и т.д. Таким образом, межбалансовые связи доходят до экзогенных ресурсов, поступающих в экономику непосредственно из природной сферы. 
 
Указанные типы балансов разрабатываются также в территориальном разрезе по основным потребителям или производителям материально-технических ресурсов. 
 
Обобщающим итогом балансовых расчетов является баланс совокупных спроса и предложения, выполняемых в стоимостных измерителях. Через этот баланс осуществляется связь с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, предприятий и финансовым балансом государства, а через него с бюджетом. 
 
1. Нормативный метод планирования − базируется на использовании норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и, соответственно, в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитывается себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения. Определяются затраты по некоторым видам ресурсов. Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов. 
 
2. Факторный метод планирования − отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые. Факторный метод планирования позволяет выявить латентные обобщенные факторы, которые в достаточной для данного исследования степени объясняют изменения изучаемого показателя. 
 
3. Метод экономико-математического моделирования − описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, модели. В данном случае таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. 
 
4. Программно-целевой метод планирования − метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программно-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к планированию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. 
 
5. В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.

 

                                              Заключение

 

Научное обоснование планов развития народного хозяйства должно способствовать нахождению оптимальных  вариантов решения экономических  проблем. Это даёт возможность обеспечить повышение эффективности общественного  производства, основным критерием которой  является достижение в интересах  общества наибольших результатов при  данных ресурсах.

Социалистическое планирование, в первую очередь долгосрочное, опирается  на научные прогнозы общественных потребностей и экономических ресурсов, а также  на прогнозы развития фундаментальных  и прикладных наук, технического воплощения их достижений и вытекающих из этого  конкретных экономических оценок. Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технического прогресса, демографических и социальных сдвигов. Они предопределяют основные элементы собственно экономического прогноза: воспроизводство рабочей силы и производственных фондов, уровень жизни населения, темпы экономического роста, структурные изменения и межотраслевые связи в народном хозяйстве, размещение производительных сил и т.п.

Наука обогатила теоретический  арсенал планирования, разработаны  эффективные методы экономико-математического  моделирования, системного анализа и др. Современная методика планирования предусматривает повышение роли общеэкономических расчётов на предварительной стадии разработки перспективного плана. Прежде чем приступить к детальным отраслевым проектировкам, составляется предварительная укрупнённая модель плана, охватывающая основные факторы и показатели темпов и пропорций расширенного социалистического воспроизводства. Это помогает определить главные параметры будущего плана с учётом достигнутого уровня развития производительных сил и сформулировать хозяйственно-политические задачи предстоящего периода. Экономико-математическая модель представляет собой схематическое отражение реальных взаимосвязей в экономике, позволяющее учитывать широкий круг показателей и их взаимное влияние. Методы моделирования применяются преимущественно для разработки пятилетних планов.

В СССР проводилась большая работа по развитию современной технической базы планирования, в первую очередь путём широкого применения ЭВМ. Использование ЭВМ намного ускоряет получение и обработку больших объёмов информации, подготовку многих вариантов плана и нахождение оптимальных решений. Крупные вычислительные центры созданы в Госплане СССР и ряде др. центральных экономических ведомств, в плановых и хозяйственных органах союзных республик, на многих предприятиях и в научных учреждениях. Велась работа по созданию общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны.

Плановая социалистическая система хозяйства завоевала  огромный авторитет и признание  во всём мире. С возникновением мировой  социалистической системы расширилась  сфера действия закона планомерного, пропорционального развития народного  хозяйства, он приобрёл международный  характер. Другие социалистические страны восприняли и используют опыт П. н. х. в СССР. Вместе с тем в практике планирования, осуществляемого плановыми  органами отдельных социалистических стран, имеется ряд специфических  черт, связанных с особенностями  экономического и исторического  характера развития каждой из них. К  использованию опыта планового  руководства экономикой на основе ленинского учения о планировании обратились многие страны, освободившиеся от колониального  гнёта и приступившие к созданию независимой национальной экономики. Советские плановые и научные  органы оказывают им помощь в разработке, осуществлении планов и подготовке кадров специалистов.

Опыт планомерного развития экономики СССР показывает возможность  взаимовыгодного крупномасштабного  экономического сотрудничества со всеми  странами, в том числе и с  развитыми капиталистическими странами. Деятельность Коммунистической партии и социалистического государства  открывает большой простор для  новых перспектив на пути целесообразного  международного разделения труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы. 

1) М.З. Бор «Основы  планирования народного хозяйства  СССР» Издательство «Экономика» М. 1971г.

2)В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 44.

3)Курс лекций  «История планирования» Уфа 2001г.

4) Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006

 


Информация о работе Планирование как основа управления народным хозяйством