Планирование как важнейшая функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Основная задача нашей работы показать, что планирование состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Менеджер планирует потому, что должен предвидеть и действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся возможности. Поэтому в данной работе мы рассмотрим стратегические и тактические планы, их этапы и функции, подробно изучим цикл, а также поймем необходимость планирования, потому как это способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач, ведь без этого невозможна успешная работа организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.История возникновения планирования
2.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Понятие, сущность и функции тактического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

Планирование как важнейшая  функция менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.История возникновения планирования

2.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1.Понятие, сущность и функции тактического планирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего  с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические  реформы открыли путь к экономической  свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным  результатам. Образовавшись, многие предприятия  мелкого бизнеса не совершили  ни одной хозяйственной операции. Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий  экономически не функционирует. Если говорить о крупных предприятиях, то огромное их количество находится в состоянии  неплатежеспособности. Причин такого состояния много, но среди них и отсутствие квалифицированного планирования.

Но все же увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Что же такое планирование? Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Основная задача нашей  работы показать, что планирование состоит в том, чтобы, насколько  возможно при данных условиях, найти  оптимальное решение задач, стоящих  перед организацией. Менеджер планирует  потому, что должен предвидеть и  действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся возможности. Поэтому  в данной работе мы рассмотрим стратегические и тактические планы, их этапы  и функции, подробно изучим цикл, а  также поймем необходимость планирования, потому как это способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые  для достижения определенных задач, ведь без этого невозможна успешная работа организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. История возникновения планирования.

Методы планирования, начиная  с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы последней  четверти ХХ века. Они вынудили экономистов  и менеджеров разных стран изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив развития предприятия  и их прогнозирование. Создание информационных систем на предприятиях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

Отказ от неэффективной командно-административной системы был воспринят многими  руководителями и специалистами  как возможность отказаться от планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результаты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования - одна из причин разорения и банкротства предприятия.

На протяжении последних  лет многие экономисты ломали копья  в спорах по проблеме сочетания плана  и рынка. Когда рыночные отношения  стали реальностью, пришло понимание  того, что план и рынок - это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие  элементы экономической системы  как на макро-, так и на микроуровнях управления. Управление производственно-хозяйственным развитием предприятия в условиях рынка без сбалансированных планов себя не оправдывает.

Однако построение системы  планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям, - достаточно сложный процесс. Для этого необходимы ресурсы, а работники предприятия  должны обладать определенными навыками и уменьем, так как требуется  решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования. Решение методологических проблем предполагает: овладение теорией планирования (методическими основами планирования, учением о системе, механизме, методам и процессе планирования); выбор форм и методов планирования, в наибольшей мере соответствующих специфике предприятия; разработку структуры планов предприятия, систему показателей и методику их расчета и т.д.

Решение организационно-технических  проблем позволяет создать условия  для внедрения в практику управления предприятием всех элементов системы  планирования. Для реалистичного  планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике  в целом, и ситуацию, складывающуюся на самом предприятии.

Весь процесс планирования в экономической организации  можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы(стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии(тактическое планирование)

Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначально оно  имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.

Стратегия фирмы - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию фирмы, значит, определять общие направления ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Потребность в управлении возникает в том случае, когда  необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания  предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход  на международный рынок и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения  они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций. Система управления представляет собой совокупность объекта управления - предприятия и субъекта управления - управленческого аппарата. Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы управления предприятия связаны прямой и  обратной связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущей в обратном направлении.

В процессе управления принимаются  решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В  соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет  трехуровневую иерархию: высший, средний  и оперативный уровни управления. Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренции, конъюнктуры и поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении  тактических планов, контроле за их выполнением, слежении за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предприятия на требуемый планами уровень.

На оперативном уровне происходит реализация планов и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, службами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации.

На каждом из уровней выполняются  работы, в комплексе обеспечивающие управление. Процесс управления может  быть представлен взаимосвязанными функциями. В зависимости от целей  можно выделить функции различной  степени общности. Типичными являются следующие функции: планирование, организация, учет и анализ, регулирование и стимулирование.

Планирование - функция, посредством  которой в идеальной форме  реализуется цель управления. Данная функция служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку  целей и задач управления предприятием.

Организация - функция управления, которая имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать - это значит определить общую структуру, взаимное расположение элементов этой структуры и их взаимосвязь. Посредством организации  создается или реорганизуется предприятие, устанавливаются функции, внутренняя структура, штаты, порядок работы, определяются права и обязанности должностных лиц и т.п.

Учет - функция, направленная на получение информации о состоянии  хозяйственной системы. Он служит базой  для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства.

Регулирование – состоит  в сохранении режима функционирования хозяйственной системы, выявление  резервов, нахождение путей исправления  отклонений и принятие решения по выводу объекта управления на плановую траекторию.

Стимулирование – позволяет  активизировать работников предприятия, обеспечивает интенсификацию их трудовой и общественной деятельности.

Планирование занимает в  теории принятия управленческих решений  центральное место и представляет собой ориентированный в будущее  регулярно повторяющийся процесс  принятия решений, в котором соединяются  вместе различные виды управленческой деятельности: волеизъявление (волеобразование) и претворение в жизнь этой воли.

Назначение планирования как функции управления состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и в целом предприятием. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Потребность в планировании на современном предприятии вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в  международном масштабе; специализации  и кооперирования производства в  рамках обширных хозяйственно-производственных комплексов; наличия  
многочисленных структурных подразделений в рамках крупного предприятия; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Исследования показывают, что эффективность управленческих решений и менеджмента в целом  связаны с планированием и  прогнозированием, которые приносят большую пользу. Наблюдается тесная связь между успехом организации  и планированием. В одном исследовании подробно проанализированы ответы на вопросы анкеты, полученные от 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций. Было установлено, что руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха по показателям  отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Другие исследователи  проанализировали деятельность 105 крупнейших компаний США и 105 средних и малых  фирм. Они обнаружили, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста.

Планирование не является отдельным одноразовым событием в силу двух причин. Во-первых, большинство  организаций стремятся продлить свое функционирование как можно  дольше, изменяя цели деятельности в соответствии с изменением внешних  или внутренних условий. Во-вторых, планирование должно осуществляться непрерывно в силу неопределенности будущего.

Информация о работе Планирование как важнейшая функция менеджмента