Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:36, курсовая работа
Планирование персонала призвано решать следующие задачи: - обеспечить организацию персоналом, необходимым для достижения организационных целей; - урегулировать взаимное соответствие задач и выполняющих их людей;
- гарантировать определенный уровень квалификации этих людей, соответствующий как их личным возможностям и пожеланиям, так и производственной необходимости; - обеспечить активное мотивированное участие этих людей в комплексной деятельности предприятия. Решение указанных задач осуществляется путем планирования персонала, которое предусматривает определение этапов этого процесса, выявление областей применения методов планирования персонала.
ВВЕДЕНИЕ
Планирование персонала является условием развития кадровой политики, опирается на эту политику, а также на стратегию развития организации.
Эта важная функция службы персонала осуществляется в три этапа:
Планирование персонала призвано решать следующие задачи:
- обеспечить
организацию персоналом, необходимым
для достижения
- урегулировать взаимное соответствие задач и выполняющих их людей;
- гарантировать
определенный уровень
- обеспечить
активное мотивированное
Решение указанных задач осуществляется путем планирования персонала, которое предусматривает определение этапов этого процесса, выявление областей применения методов планирования персонала.
Планирование персонала – это системные, взаимосвязанные действия, которые основываются на принципах:
- аттестации,
оценки работы персонала: чем
точнее сформулированы
- соревновательности;
чем больше организация
- непрерывного обучения, развития и совершенствования кадров человеческих ресурсов организации;
- преемственности кадров.
Планирование персонала предполагает определение потребности в персонале в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В последнем случае речь идет о стратегическом планировании.
Планирование должно исходить из оптимального состава рабочей силы и создания условий для успешной реализации личностного потенциала сотрудников, использования их навыков, опыты, квалификации. Поэтому важно при планировании учитывать возможности организации в области мотивации производительности труда (достигается при помощи системы материального и морального поощрения), развития у сотрудников совершенных производственных навыков при помощи образования и самообучения, а также создания оптимальных условий для совместной работы при помощи продуманного структурирования групп совместно работающих сотрудников.
Планирование потребности в кадрах происходит на основе информации о количественных, качественных и временных составляющих спроса.
Группы факторов |
Факторы, влияющие на потребность в персонале и кадровый потенциал |
Что планируется |
Количественные |
Текучесть кадров. Численный состав кадров. Продолжительность работы на занимаемой должности. Организационная структура управления, число уровней управления, субординация, квота Уровень технической оснащенности организации. |
Объем работы. Разделение и кооперация труда. |
Качественные |
Профиль рабочих мест. Профиль квалификации сотрудников. Инновационные факторы (технологии, номенклатуры). Программы повышения квалификации. |
Содержание труда. Содержание курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. |
Временные |
Возрастная структура |
Сроки замен и т.д. |
Таблица 1. Факторы планирования персонала
Потребность в кадрах, выявленная в результате планирования, определяет задачи управления персоналом – либо удовлетворение спроса (при недостатке), либо высвобождение (при избытке).
Удовлетворение
спроса проходит фазы подбора кадров,
выбора и занятий должностей, т.е.
расстановки или
При подборе кадров осуществляется вербовка на вакантные должности, которая равнозначна условной продаже рабочих мест (исходя из идеи маркетинга персонала); отбираются претенденты из числа подобранных кандидатов посредством сокращения выбора. Взаимосвязь факторов планирования кадрового потенциала представлена на рис 1.
| |||
Внутренние источники |
Внешние источники | ||
Изменение трудовых отношений (контракта) |
Заключение договоров о передаче кадров других предприятий |
Заключение новых договоров | |
Перевод |
Изменение задачи |
Посредничество |
Вербовка кадров |
Рис. 1. Планирование кадрового потенциала
Функция планирования кадров становится все более важной в обеспечении стратегии организации. Часто намеченные программы экономического роста организации не обеспечиваются соответствующими управленческими кадрами.
1.1 Качественная потребность в персонале
Планирование
потребности в персонале –
одно из важнейших направлений
Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
Качественная потребность, то есть потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Качественная
потребность в специалистах и
руководителях может быть определена
путём последовательной разработки
следующих организационных
При
определении потребности в
Таким образом, можно сформулировать основные качества, которые учитываются при планировании потребности в персонале. Эти факторы подразделяются на первичные и вторичные.
К первичным факторам относят интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. К вторичным факторам относятся тревожность, экстраверсия-интроверсия, чувствительность и конформность.
Экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врождённые архетипы внешней информацией (ориентация на объект). Интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания. В каждом человеке существует и интроверт, и экстраверт. Однако степень их выраженности может быть совершенно различной.
Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием и целеустремлённостью.
Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным относятся чуткость или черствость в отношении к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определённый стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия – отсутствие воли), аморально-абулический. Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.
Нейротизм – свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Психотизм – свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
Темперамент. Существует четыре характеристики типов темперамента. Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный. Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, неконтактный, спокойный. Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный. Флегматик – эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
1.2 Методы выявления личностных качеств
Существует множество методов оценки кандидатов: тестирование, интервью, отборочная беседа.
Собеседование по своей сущности представляет общение двух людей, где один оценивает другого. Предполагается, что специалист по управлению персоналом, проводящий собеседование владеет базовыми основами психологической науки и способен применить их на практике.
В то же время остановимся на концептуальных основах психологии, в область исследования которой включен анализ личности и характера человека, применимых при проведении собеседования. Например, замкнутому и погруженному в себя человеку проблематично участвовать в собеседовании, но это не является выводом о его профессиональной некомпетентности. Так, наиболее способны и склонны к самоанализу, сдержанности, избегают суеты. В противовес им экстраверты ориентированы на внешнюю сторону деятельности, открыты, эмоциональны, испытывают большую потребность в общении. Здесь речь идёт о преимущественной принадлежности к тому или иному типу, т.к. сугубо интровертов или экстравертов не существует.
Также в область изучения психологии входит анализ невербальной составляющей человеческого общения. Зачастую, невербальные знаки оказывают значительное влияние на сложившееся мнение о человеке в отличие от речи. Исследования относительно степени влияния говорят о том, что на невербальные средства коммуникации приходится 60% воздействия, а речь занимает 10%.
Анализ невербальной коммуникации позволяет оценить степень соответствия реальности и информации, выдаваемой говорящим. В рамках собеседования можно рекомендовать внимательно оценивать не только речь кандидата, но и его невербальные знаки. Тем самым необходимо сопоставлять информацию, полученную по различным каналам, а на её основании принимать решения о том насколько кандидат соответствует предполагаемой должности.
В данном случае, если в ситуации речевой коммуникации, можно исказить информацию, а именно передать заведомо ложную, то при невербальной коммуникации это реализовать практически невозможно. Это связано с тем, что речь находится в поле контроля сознанием, а невербальная составляющая коммуникации в большой степени производится на неосознанном уровне. Она прямо отражает процессы, происходящие на сознательном и бессознательном уровне личности. Причем уровень контроля такого коммуникационного канала, как невербальный, зависит от степени развития личности, его профессиональных навыков и умений. Многие люди не могут контролировать его более чем на 20 %, соответственно, специалисту по управлению персоналом целесообразно предполагать, что в некоторых случаях кандидат может обладать возможностью передачи через данный канал заведомо ложной или искаженной информации. Поэтому однозначная оценка мимики, жестов и прочего не может быть признана абсолютно объективным источником информации для анализа кандидата.