Планирование производственной мощности ООО «Хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение планирования производственной мощности предприятия.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие производственная мощность;
- исследовать схему планирования производственной мощности и предприятия;
- провести анализ производственной мощности на примере ООО «Хлеб»;
- осуществить планирование производственной мощности предприятия

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты планирования производственной мощности предприятия………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие производственной мощности предприятия…………………..5
1.2 Схема планирования производственной мощности…………………..9
1.3 Повышение уровня использования производственных мощностей предприятия………………………………………………………………………...11
2. Факторы, определяющие величину производственной мощности ООО «ХЛЕБ»……………………………………………………………………………...17
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………17
2.2 Технико-экономические показатели деятельности предприятия …...18
2.3 Факторный анализ производственной мощности предприятия……..21
3. Планирование производственной мощности ООО «Хлеб»………………….24
3.1 Этапы построения плана производственной мощности………………24
3.2 План производственной мощности ООО «Хлеб»…………………….28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовой_операционній менеджмент.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 2.1  показывают, что выручка от реализации  предприятия составила в 2012 году 113416 тыс. грн, в 2013 году 122748 тыс. грн, в 2014 году 141200 тыс. грн.  В целом изменение показателя в анализируемом периоде характеризуется тенденцией роста. Темп роста выручки составил в 2013 году 108,23%, в 2014 году 124,50 % по отношению к уровню 2012 года. 

Значительный рост показателя в отчетном году связан  с увеличением  ООО  «Хлеб» объемов выпуска продукции, снижением товарных запасов на конец года, а, следовательно,  увеличением объемов реализации. Также рост показателя выручки обусловлен ценовым фактором, а именно увеличением  предприятием  цен  реализации на некоторые виды продукции.

Темп роста показателя себестоимости к уровню 2012 года составил в 2013 году – 106,10%, в 2014 году – 124,16%.  Основными факторами роста себестоимости в анализируемом периоде являются  рост цен на сырье, электроэнергию  и воду.

Также следует отметить, что существенное влияние на рост себестоимости  продукции ООО «Хлеб» в 2014 году оказало повышение производителями  закупочных цен на муку, сухое молоко и яичный концентрат.

Среднесписочная численность работников предприятия составила в 2013 году -  176 человек,  в 2014 году  - 183  человек  или 106,67% и 110,91% по годам соответственно  к уровню 2012 года. Фактором роста среднесписочной  численности  работников предприятия является  увеличение объемов основного производства.

  В 2013 году фонд оплаты труда увеличился на 11,75%, в отчетном году на 37,32%, что связано с существенным ростом среднегодовой заработной платы и среднесписочной численности работников предприятия.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросла  на 1,3%  , в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 19,39 % по причине  обновления части основных фондов,  было приобретено новое оборудование.

Показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия, является  показатель прибыли, который рассчитывается как разница между суммой выручки от реализации и себестоимости.  В 2013 году прибыль от реализации на исследуемом предприятии составила 18821 тыс. грн, что на 21,73%  выше уровня базисного 2012 года. В 2014 году темп роста прибыли от реализации к уровню 2012 года составил   126,65%.

Фактором роста прибыли от реализации является то, что рост выручки  происходит быстрее, (2013 год - 108,23%; 2014 год -  124,50%) чем  рост себестоимости продукции (106,10% и 124,16% соответственно).  

Рентабельность  продаж ООО  «Хлеб» в  2013 году составила 15,33%, что означает получение прибыли в размере 15,33 гривен с каждой гривны реализации продукции. В 2014 году каждого рубля  реализации предприятия получило 13,87  гривен прибыли.

Темп роста рентабельности продаж к уровню 2012 года составил в                      2013 году – 112,47%, в 2014 году – 101,76%.  Рост данного показателя обусловлен тем, что темпы роста прибыли от реализации (121,73%  и 126,65%) выше темпов роста выручки (108,23% и 124,50%.) 

Фондоотдача является показателем, характеризующим эффективность использования основных фондов предприятия.  На протяжении всего анализируемого период фондоотдача основных фондов ООО  «Хлеб» имеет тенденцию роста.  В 2013 году с каждого рубля стоимости  основных фондов предприятие получило 8,46 гривен  выручки, в 2014 году  9,42 гривен.

Изменение  фондоотдачи  обусловлено главным образом приростом объема выпуска продукции и ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Причем темп роста выручки (124,5%) больше, чем темп роста основных фондов (104,28%), что и является причиной  роста фондоотдачи.

Таким образом, на рост показателя основное влияние оказало увеличение объема выпуска продукции.

Соответственно, значение фондоемкости снизилось. Фондоемкость является показателем обратным фондоотдаче. Этот показатель при росте показателя фондоотдачи  должен уменьшаться, в данном случае это и наблюдается.

 Фондоемкость  показывает, сколько  фондов приходится на 1 единицу произведенной продукции (работ, услуг). Так, в  2013 году на 1 единицу выручки от реализации предприятия в стоимостном выражении приходится 0,08 гривен основных фондов, в 2014 году – 0,07 гривны.

Проведенный анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО  «Хлеб» свидетельствует о стабильной работе предприятия в анализируемом периоде,  что подтверждается ростом таких показателей как среднесписочная численность работников, среднегодовая заработная плата,  темпы роста выручки от реализации продукции опередили темпы роста себестоимости, повысилась прибыль предприятия. Хозяйственная  деятельность предприятия рентабельна.

 

2.3 Факторный анализ  производственной мощности предприятия

 

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.

Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.

Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется.

Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.

 

 

Таблица 2.2  Анализ использования производственной мощности ООО  «Хлеб»

Показатель

Значение показателя

Изменение

 

2013г.

2014 г.

 

Выпуск продукции (в сопоставимых ценах), тыс. грн.

122748

141200

+18452

Производственная мощность, тыс. грн.

158343,660

177833,76

+19490,1

Прирост производственной мощности за счет:

     

ввода в действие нового цеха

   

+15000

реконструкции

   

+2200

инновационных мероприятий

   

+ 2290,1

Уровень использования мощности, %

77,52

79,4

+1,88


 

Данные табл. 2.2 показывают, что за отчетный год производственная мощность предприятия за счет ввода в действие нового (кондитерского) цеха, реконструкции и внедрения намеченных инновационных мероприятий увеличилась на 12 % (177833,76 / 158343,66 х 100).

Однако уровень использования ее  возрос не так значительно. Использование  производственной мощности ООО  «Хлеб» в 2014 году  составляет  79,4%, что больше на 1,88 % этого показателя  в 2013 году.

Резерв производственной мощности фактически в отчетном году составляет 20,6 % (100 – 79,4).

С целью нормального функционирования предприятия, устранения кратковременных сбоев в работе планом предусматривался резерв мощности                5 %. Следовательно, созданный производственный потенциал используется недостаточно полно. Причины — сверхплановые затраты времени на ремонт оборудования, сверхплановые целодневные и внутрисменные простои оборудования из-за отсутствия сырья, электроэнергии, недостаточно высокого уровня организации производства и сбыта продукции.

Для характеристики степени использования пассивной части основных средств рассчитаем показатель выхода продукции на 1 м производственной площади, который в некоторой степени дополняет характеристику использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.

 

Таблица 2.3 -  Анализ использования производственной площади ООО  «Хлеб»

Наименование показателей

2013 г.

2014 г.

Изменения

%

Объем производства продукции, тыс. грн

, тыс. руб.

122748

141200

18452,0

115,03

Производственная площадь, м2

12130

12252

-78

99,36

В том числе площадь цехов, м2

10917

11149,32

+232,32

102,1

Удельный вес площади цехов в общей производственной площади

0,90

0,91

+0,01

101,1

Выпуск продукции на 1 м2, тыс. грн.

10,12

11,52

1,60

115,81

Площади цехов

11,24

12,66

+1,42

112,63


 

 

Из табл. 2.3 следует, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 18452 тыс. грн, в том числе за счет увеличения:

- производственной площади предприятия

∆ВП= (12252 - 12130) х 0,9 х 11,24 = +1237 тыс. грн.;

- удельного веса площади  цехов в общей производственной  площади

∆ВП= 12252 х (0,91 - 0,90) х 11,24 = +1379 тыс. грн.;

-  выпуска продукции  на 1 м2 площади цехов

∆ВП= 12252 х 0,91 х (12,66 – 11,24) = 15836 тыс. грн.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие в 2014 году  более полно использует не только активную, но и пассивную часть основных средств, что  является положительным моментом, так как приводит к уменьшению ее себестоимости, так как меньше  постоянных расходов приходится на единицу продукции.

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ                        ООО «ХЛЕБ»

 

3.1 Этапы построения  плана производственной мощности

Под производственной мощностью хлебопекарного предприятия понимается возможность закрепленных за ним средств труда (технологической совокупности машин, оборудования, агрегатов, установок и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции в сутки (год) в соответствии с установленными специализацией и режимом работы.

При расчете производственной мощности предприятия следует исходить из необходимости интенсивного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность определяется в штучном ржаном формовом хлебе из обойной муки массой 1 кг, принимаемом за условный сорт, а также в ассортименте: предусмотренном планом для планового периода; соответствующем фактическому выпуску для отчетного года.

Годовая производственная мощность хлебопекарного предприятия зависит от количества печей, величины технической производительности печей по отдельным видам изделий, годового расчетного фонда времени работы каждой печи, структуры ассортимента.

При расчете производственной мощности наличие "узких мест" на промежуточных стадиях производственного процесса не должно уменьшать производственную мощность предприятия.

В связи с этим для проверки соответствия технической производительности хлебопекарных печей и остального оборудования, входящего в состав поточной линии, с производительностью печи сопоставляется производительность каждого вида оборудования, указанная в паспорте или справочно-технической литературе по хлебопекарному оборудованию.

Печь, установленная специально для замены одной из печей во время ремонта в целях бесперебойного снабжения населения, особенно там, где предприятие является единственным в данном населенном пункте, выводится в резерв с разрешения вышестоящей организации и при расчете производственной мощности не учитывается.

При определении производственной мощности хлебопекарного предприятия учитываются все установленные на предприятии хлебопекарные печи, как действующие, так и бездействующие вследствие неисправности, ремонта, модернизации, временной консервации, находящиеся в процессе монтажа и предназначенные к вводу в эксплуатацию в расчетном периоде, кроме резервных, опытно-экспериментальных и специализированных участков для профессионально-технического обучения.

Суточная производственная мощность хлебопекарного предприятия рассчитывается по технической производительности хлебопекарных печей с учетом применения передовой технологии, наиболее совершенной организации труда и производства. По выработке хлеба и хлебобулочных изделий она определяется в тоннах, исходя из технической производительности печей при трехсменной работе.

На всех хлебопекарных предприятиях при трехсменной работе предусматривается время (1 ч в течение суток) на профилактический осмотр и зачистку оборудования при передаче смен, что учтено в технической производительности печей, рассчитанной на 23 ч работы, данные о которой по наиболее распространенным типам печей приведены в Инструкции по расчету производственных мощностей действующих предприятий, производственных объединений (комбинатов) хлебопекарной промышленности и цехов предприятий других отраслей, вырабатывающих хлеб и хлебобулочные изделия.

Информация о работе Планирование производственной мощности ООО «Хлеб»