Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:21, реферат
Карьера в широком понимании означает успешное продвижение в служебной, научной или производственной деятельности, в достижении славы, более высокого статуса, власти, материальных ценностей. Это самовыражение, изменение навыков, знаний, способностей, продвижение вперед избранным путем деятельности, как в пределах организации, так, и вне ее. Карьера - это не только продвижение на работе [1].
Рассмотрим разновидности карьеры. Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, которая осуществляется в одном месте и в одной должности путем профессионального роста [2].
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА
(полное название)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:
Планирование трудовой карьеры как метод повышения эффективности труда
Ф.ИО.
слушатель/студент
курса, группы
отделения
(экстерната)
Научный руководитель: Ф.И.О., зв
Содержание:
1.1. Сущность, типы и этапы карьеры
Карьера в широком понимании означает успешное продвижение в служебной, научной или производственной деятельности, в достижении славы, более высокого статуса, власти, материальных ценностей. Это самовыражение, изменение навыков, знаний, способностей, продвижение вперед избранным путем деятельности, как в пределах организации, так, и вне ее. Карьера - это не только продвижение на работе [1].
Рассмотрим разновидности карьеры. Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, которая осуществляется в одном месте и в одной должности путем профессионального роста [2].
Карьера может быть профессиональной и внутриорганизационной. Профессиональная карьера - это становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле, что происходит на протяжении всей его трудовой жизни. Профессиональная карьера может проходить по линии специализации (углубление в одной сфере, избранной в начале профессионального пути) или транспрофессионализации (овладение другими сферами деятельности) [3].
Выделяют следующие показатели профессиональной карьеры:
Внутриорганизационная карьера - это траектория движения персонала в организации. Она может осуществляться по трем направлениям:
Планирование и контроль карьеры начинается с момента найма работника в организацию и продолжается вплоть до его освобождения, с определением продвижения его по системе должностей или рабочего места. Формирование трудовой карьеры осуществляется поэтапно. Научный менеджмент выделяет следующие ее этапы в течение трудовой жизни человека [5].
Подготовительный (до 25 лет) связан с получением среднего или высшего образования, профессии. В этот период человек может изменить несколько видов деятельности в поисках такой, которая бы лучше его удовлетворяла. Если такая деятельность определена, начинается процесс самоутверждения работника как личности.
Адаптационный (25-30 лет) - это период освоения полученной профессии, приобретения опыта, навыков. На этом этапе формируется квалификация, возникает необходимость независимости. В этот период создается семья, которая мотивирует работника к увеличению своего дохода.
Этап продвижения (30-45 лет). В этот период идет процесс роста, продвижения по службе, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса.
Этап сохранения (45-60 лет). Характеризуется действиями закрепления достигнутых результатов, наступает самый высокий уровень усовершенствования квалификации, знаний, умений, опыта, мастерства. Человек достигает вершин независимости и самоутверждения.
Заключительный этап (60-65 лет) - поиск замены, передача знаний, умений молодежи, подготовка к выходу на пенсию. Это индивидуальный подход. Так, в Японии считается нормой, когда руководителями высшего эшелона государства является люди до 80 лет.
Группа людей, чье продвижение имеет особую важность для работы современных организаций, - это профессионалы. Интеллектуальные работники - профессиональные бухгалтеры, ученые, инженеры - один из самых быстрорастущих элементов, составляет 33% работников («синие воротнички» - 33%) [6].
Карьера работников, учет их потенциальных возможностей в значительной мере определяется структурой управления на предприятии, социальными иерархиями, организационными формами использования работника, а также морально-этическими нормами. Трудовая карьера в значительной степени зависит и от начальных шагов в трудовой жизни работника - от профессиональной ориентации, оценки личных качеств и потенциальных возможностей, уровня образования, мотивации. Разнообразие факторов, их комбинации согласно отдельного работника обусловливают и разнообразие видов трудовой карьеры. Трудовой
путь отдельного работника включает периоды как роста, так и спада [5].
1.2. Выбор карьеры
Возможно, наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, - это выбор карьеры. Понять выбор карьеры можно, основываясь на том, что индивиды стремятся карьер, совместимые с их собственными личными ориентациями. Это направление является основой важной теории выбора карьеры, созданной Джоном Холландом [7].
Согласно Холланду, людей можно разделить на шесть типов, которые отвечают шести видам деятельности (табл. 7.1). Если бы люди стремились к тем видам деятельности, которые соответствуют их типам личности, то они могли бы сделать осознанный выбор карьеры.
Таблица 7.1 - Шесть типов личности и соответствующие им виды деятельности (Холланд)
Тип |
Характеристики |
Виды деятельности |
Реалистичный |
Агрессивное поведение; предпочитает деятельность, требующую мастерство, силу и координацию |
Лесоводство, скотоводство, архитектура |
Исследовательский |
Познавательное поведение; предпочитает умственную, организационную деятельность и деятельность, направленную на понимание |
Биология, математика, океанографа |
Социальный |
Личное поведение; предпочитает чувственную и эмоциональную деятельность |
Медицина, обслуживание иностранцев, социальная работа |
Обычный |
Структурное поведение; предпочитает подчинять личные потребности другим потребностям |
Бухгалтерия, финансы |
Инициативный |
Предсказывающее поведение; предпочитает деятельность, связанную с властью, и деятельность, требующую высокого статуса |
Менеджмент, юриспруденция, общественные отношения |
Артистический |
Поведение самовыражения, предпочитает артистическую деятельность, деятельность по самовыражению и индивидуальную деятельность |
Искусство, музыка, образование |
Хотя, по Холланду, один из типов всегда доминирует, человек, однако, приспосабливаясь к условиям обстановки, использует широкий спектр стратегий в рамках двух и более типов. Для отнесения к тому или иному типа лица используются различные сложные методы вычислений.
Через изучение своих навыков и личной ориентации вы лучше поймете значение выбранной вами профессиональной совместимости. Однако этого часто бывает недостаточно для того, чтобы гарантировать успешную карьеру. Поэтому большее число предприятий играет значительную роль в выявлении потенциала служащих. Как результат, все большее количество ресурсов управления персоналом посвящается программам по развитию карьеры [6].
1.3. Управление карьерой
Управление карьерой сводится к таким понятиям, как планирование и развитие карьеры. Планирование карьеры - это определение целей развития работника и пути их реализации. Планирование карьеры предполагает научное обоснование рационального возраста и нормативных сроков занятие должности с учетом пожеланий и личных качеств работника. Развитием карьеры называют те действия, которые осуществляет сотрудник для реализации своего плана. Планирование карьеры проводится с начала работы сотрудника в организации и заканчивается при его освобождении. Как правило, в каждой крупной организации есть стандартные карьерные ступеньки, ведущие к высшему уровню руководства [5].
Планирование и управление развитием карьеры требует от организации и работников усилий и вместе с тем предоставляет целый ряд преимуществ как работнику, так и организации. Для сотрудников это означает:
Организация же получит:
Управление развитием карьеры является достаточно сложным процессом и может решаться на основе применения совокупных методов:
Процесс планирования развития карьеры изображен на рис. 7.1.
Рисунок 7.1 – Процесс
планирования развития карьеры
Основой планирования карьеры
является карьерограма. Это документ,
рассчитанный на 5-10 лет, в котором
указаны обязанности
Хорошо организованное продвижение работников выполняет роль регулятора согласования интересов производства и каждого конкретного работника. Продвижение работников должно осуществляться с учетом следующих принципов:
Профессионально-
Информация о работе Планирование трудовой карьеры как метод повышения эффективности труда