Планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Под планированием понимают процесс выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения.
На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......................…...3
1. Понятие и принципы планирования……………………………..................……...….4
2. Предплановый прогноз – основа разработки планов……………..................…….....7
3. Методы планирования…………………………………………….......................….....11
3.1 Бюджетный и балансовый методы разработки планов…….................... ..….....11
3.2 Нормативный метод планирования……………………………....................…....14
3.3 Графические методы планирования……………………………….......................17
3.4 Математические методы планирования……………………....................…….....19
4.Оценка системы планирования ООО «1000 мелочей»...................................................20
5. Анализ системы планирования в кафе «Золотая рыбка».............................................. 26
6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27
7. Анализ планирования на примере ООО «Логистик».....................................................30
Заключение………………………………………………………….......................………..34
Список используемых источников……………………........................…………………....35

Файлы: 1 файл

to_samoe.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

Чаще всего  нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях, производственному процессу в целом.

 

По особо важным ресурсам ограниченной номенклатуры могут  разрабатываться перспективные нормы. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости (наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов).

 

С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное  задание, которое предусматривает необходимый ассортимент продукции и объем работы, который работник или группа должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству

 

 

 

 

3.3 Графические методы планирования

 

К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.

 

Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.

 

Работы связывают  между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами.

 

Все события и  работы объединяются в календарный  сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы (рис. 2).

критический путь

Рис. 2. Сетевой график

Цель и события изображаются на нем кружками, в которых указываются  их содержание и порядковый номер, расшифровывающийся в прилагаемом тексте, а работы -стрелками, ведущими от одного кружка к другому.

Стрелки несут на себе информацию о времени выполнения работы и связанных с нею затратах (время изображается цифрой над стрелкой, а затраты - под ней). Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией. При этом номер последующего события больше номера предыдущего; не должно быть событий (кроме первого или последнего), из которых не выходят или в которые не входят какие-то работы, движения в замкнутом контуре; любые события не могут соединяться более чем одной работой; при параллельных событиях вводятся фиктивные работы.

 

Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь».

На сетевом  графике удобно отражать:

- варианты многоходовых действий по реализации планового задания, например движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке;

- очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в строго определенной последовательности, а некоторые — параллельно);

- сроки их начала и окончания;

- полный путь движения к цели.

 

Это дает возможность  составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управление сложными хозяйственными системами.

 

Оптимизация сетевого графика имеет целью поиск  возможности сокращения затрат времени и ресурсов (минимум расхода ресурсов в нормативное время, минимум времени при заданном расходе ресурсов).

 

В ее основе лежит  анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявлении лишних и необязательных; определении возможности параллельных действий и целесообразности существующей степени детализации.

 

С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы.

 

К графическим  относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится система целей и подцелей, для каждой из которых эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости), а также (для каждого уровня) коэффициенты взаимной связи.

 

Пропорционально коэффициентам значимости происходит распределение ресурсов между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками. Метод позволяет определить возможность полученных результатов в других областях, сроки выполнения отдельных работ (например, научных, опытно-конструкторских), их этапы вплоть до внедрения.

 

3.4 Математические методы планирования

 

Математические  методы планирования сводятся к оптимизационным  расчетам на основе различного рода моделей.

 

К простейшим моделям  относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать (а соответственно, и запланировать) наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А.

 

Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

 

Методы линейного  программирования дают возможность  путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т. п.

 

Чаще всего  методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:

- выбрать технологии, дающие возможность получить необходимый объем

продукции при наименьшем расходе  сырья и материалов;

- загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы

при этом достигалась наибольшая выработка;

- составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны,

наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой — сделать  это при минимальных затратах и проч.

 

Нужно иметь в  виду, что возможности применения различных методов планирования имеют свои границы.

 

Эти границы определяются:

  1. Современной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения, что поспеть за ними планирование попросту не успевает;
  2. Нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки;
  3. Бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников организации, их боязнью новшества.

 

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, стоящие перед организацией, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплексности.

4.Оценка существующей системы финансового планирования ООО «1000 мелочей»

Универсам экономического класса «1000 мелочей» – это один из сети современных универсамов, находящихся  в Новгородской области. Общество с ограниченной ответственностью «1000 мелочей», создано решением № 1 от 07 мая 2003 г. и с этого времени осуществляет свою деятельность.

           Система финансового планирования ООО «1000 мелочей» изначально формировалась на основе современных методов управленческого учета. Руководит системой финансового планирования данной организации коммерческий директор.

 

Сфера деятельности исследуемой организации - это розничная торговля продовольственными товарами. Уровень конкуренции на момент создания организации фактически отсутствовал. Единственным конкурентом выступал супермаркет «Калинка» однако, если «Калинка» изначально ориентировался на людей со средним и высоким уровнем дохода, являясь как бы элитным, то ООО «1000 мелочей» был задуман как универсам экономического класса, направленный на розничную торговлю доступными товарами для всех слоев населения. В этом секторе основная конкуренция представлена со стороны мелких торговых точек и небольших магазинов. В связи с этим был разработан стратегический (перспективный) финансовый план и стратегия финансирования.

Стратегия финансирования отражает план получения средств для создания или развития предприятия: общий  объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость  проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал. В таблице 6 приведем основные параметры бизнес-плана ООО «1000 мелочей».

 

Это может быть прогнозирование  финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, коммерческих расходов. В связи с  этим, если в первые два года реализации бизнес-плана плановые показатели не имели значительных отклонений, а если и имели, то только положительные. Данные положительные тенденции дали возможность проводить капитальные вложения и получение для этих целей долгосрочных кредитов. Однако, начиная с 2008 года, имели место значительные отклонения от планируемых показателей. Но, эффективность перспективного планирования очевидна, организация придерживается планируемых показателей рентабельности и объемов прибыли.

 

Перейдем к следующему виду финансового планирования, применяемому на  ООО «1000 мелочей». Текущее финансовое планирование осуществляется непосредственно планово-аналитическим отделом, и сводиться к составлению годовых плановых заданий в виде бюджета.

 

В связи с высокой конкуренцией специалисты ООО «1000 мелочей» вынуждены планировать "от продаж", поэтому основой составления является бюджет продаж. Бюджет продаж является ключевым и одним из самых важных и сложных бюджетов. Продажи, как правило, представляют собой план в натуральных и стоимостных показателях с годовым горизонтом планирования и месячной разбивкой, бюджет продаж имеет аналитику по группам товаров.

 

Рассмотрим основные параметры  бюджета продаж за последние 2 года в таблице 7. По данным таблицы видим, что планирование объемов реализации в основном сводиться к умножению на плановый прирост объема реализации, в связи с чем возникают значительные отклонения в фактических данных от запланированных в бюджете.

 

 

 

Непосредственное влияние бюджет продаж оказывает на бюджет коммерческих расходов. В этом бюджете увязывается объем продаж с финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. В основном затраты на поддержание сбыта планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение составляют арендные платежи за складские помещения. Коммерческие расходы планируются по статьям затрат в целом по организации. Значительную часть коммерческих расходов составляют расходы на рекламу, поэтому необходимо четко определить где, когда и как должна быть проведена, сколько необходимо на нее потратить, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных затратах. При составлении бюджета коммерческих расходов выделяют затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование и прочее.

 

По данным таблицы 8 можно сделать  вывод о том, что бюджет коммерческих расходов выполнялся лишь на 72-83 %, в  данном случае отрицательное влияние  оказал именно спад объема продаж. Значительных отклонений другими факторами не прослеживается, кроме перерасхода по заработной плате на 20 % и запасным частям на 9 %. Но экономии значительная экономия по другим статьям компенсировала эти расходы.

 

В соответствии с параметрами разработанных  бюджетов разрабатываются бюджет административных расходов и бюджет трудовых затрат.

В связи с этим бюджет заработной платы имеет связи с бюджетами  нижнего уровня, такими как  бюджет продаж. Он оказывает влияние на бюджеты прибылей и убытков, а так же бюджета движения денежных средств.

 

Как видим в ООО «1000 мелочей» данные бюджеты также не были выполнены  как в 2009 году так и в 2010 году. Так  бюджет по заработной плате в 2009 году был выполнении только на 79,9 %, при том, что объем реализации также снизился, а в 2010 году отмечен перерасход денежных средств, при еще большем снижении объема реализации. В связи с этим вызывает сомнение обоснованность перерасхода средств. По остальным статьям расходов необоснованных отклонений не отмечено.

 

Бюджет прибылей и убытков –  первый из документов, так называемых финансовых бюджетов. Данный бюджет составляется автоматически – в него заносятся  данные ранее рассчитанных бюджетов.

 

Обобщая все вышесказанное, система финансового планирования на данном предприятии охватывает все стороны финансового планирования деятельности организации, однако существенные отклонения фактических показателей от плановых говорят о том, что данная система нуждается в совершенствовании.1

 

 

 

 

Информация о работе Планирование в организации