Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера — обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.
Введение
Понятие управленческого решения и его виды
Механизм выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Процесс принятия решения в организации (на примере факультета заочного обучения Башкирского государственного аграрного университета)
Заключение
Список использованной литературы
2. Механизм выработки,
принятия и реализации
решений
Принятие решений — многостадийный организационный процесс, имеющий сложные прямые и обратные связи, сочетающий интеллектуальную деятельность членов организации с применением различных моделей и методов, а также современной техники сбора, передачи и обработки информации.
Как свидетельствуют опросы
руководителей в деловых
На самом деле собственно выбор решений может занимать доли секунды, однако все процессы, взаимосвязи, действия, связанные с ним, заставляют расширять границы процесса принятия решений.
Процесс выработки и реализации управленческого решения — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.
В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих один за другим в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений, которую можно представить в виде алгоритма. [3, стр. 146-150]
1. Диагностика проблемы.
Первый шаг на пути решения
проблемы — определение или диагноз,
полный и правильный. Существуют два
способа рассмотрения проблемы. Согласно
одному, проблемой считается ситуация,
когда поставленные цели не достигнуты.
Другими словами, вы узнаете о
проблеме потому, что не случается
то, что должно было случиться. Однако
слишком часто руководители рассматривают
в качестве проблем только ситуации,
в которых что-то должно произойти,
но не произошло. Как проблему можно
рассматривать также
Первая фаза в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы болезни организации — низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерны; издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.
Выявление симптомов помогает
определить проблему в общем виде.
Это способствует также сокращению
числа факторов, которые следует
учитывать применительно к
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. [4, стр. 199-202)
Современные технологии принятия управленческих решений позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР), учитывать основные аспекты взаимодействия "ситуация—ЛПР" за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия. Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия управленческого решения. [2, стр. 70-72]
Информация и способность использовать ее — решающие моменты в процессе принятия решений. Поток информации, который проходит через организацию, можно сравнить с производственным процессом. В этом процессе единицы сырья перерабатываются в товары и услуги, которые организация производит. Поступление информации начинается со сбора данных, которые представляют собой исходный материал информации. Первоначально данные весьма разрозненны, но в процессе их обработки они становятся полезной информацией. Исходные данные становятся информацией после того, как будут классифицированы, проанализированы и обработаны таким образом, чтобы их можно было использовать для принятия решений.
Для принятия решений менеджерам нужна качественная информация. Качество информации определяется пятью признаками:
Достоверностью — должна быть избавлена от ошибок;
Современностью, — должна основываться на последних данных;
Комплексностью, — охватывать весь комплекс вопросов;
Краткостью, — должна представляться в сжатой форме, которая позволяет принимать решения быстро и легко.
Уместностью, - именно той должна быть информация, которая необходима для принятия решений. [8, стр.373]
Значительно улучшить качество
информации, поступающей к менеджерам,
могут компьютеры. По мере снижения
стоимости обработки
Наиболее известная сфера использования компьютеров — это их использование для обработки данных. Обработка данных представляет собой систему, которая собирает данные, обрабатывает их, превращая в доступную информацию, и передает эту информацию потребителю.
Данные — это просто факты. В каждый момент времени нас бомбардирует масса фактов, но мы ограничимся только теми из них, которые относятся к нашей непосредственной деятельности. После сбора данных происходит их обработка, которая включает в себя такие моменты, как группировка данных, их обобщение, анализ и выводы. Третьим шагом в процессе обработки данных является передача информации тем людям, которые ею пользуются. [6, с. 59-61]
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.
Ограничения варьируются
и зависят от ситуации и конкретных
руководителей. Некоторые общие
ограничения — это
Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации (эта тема рассматривается в разделе, посвященном процессу организации дела). Коротко говоря, менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора! Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. [4, стр. 199-202]
3. Определение альтернатив
Следующий этап — формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
На данной стадии процесса
формируется решение как
Вместо поиска наилучшего
возможного решения, люди продолжают перебирать
альтернативы только до тех пор, пока
не выявится такая, которая удовлетворит
определенному приемлемому
Следует, однако, позаботиться
о том, чтобы был учтен достаточно
широкий спектр возможных решений.
Углубленный анализ трудных проблем
необходим для разработки нескольких
действительно различающихся
4. Оценка альтернатив.
Следующий этап — оценка возможных альтернатив.
При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.
Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Как упоминалось выше, почти все важные управленческие решения содержат компромисс.
Наиболее ответственные
функции в процессе управления связаны
со сравнительной оценкой
Оценка решения как
воздействия осуществляется с позиций
силы его воздействия, полноты и
взаимосвязанности отношений
На этой стадии могут возникнуть
затруднения, поскольку невозможно
сравнивать вещи, если они не однотипны
— яблоки бессмысленно напрямую сравнивать
с апельсинами. Все решения следует
выражать в определенных формах. Желательно,
чтобы это была форма, в которой
выражена цель. В бизнесе прибыль
— неизменная потребность и высший
приоритет, поэтому решения можно
представить в денежном выражении
и в виде оценки их воздействия
на прибыль. В некоммерческой организации
главной целью, как правило, является
предоставление наилучших услуг
при наименьших затратах. Поэтому
денежное выражение можно использовать
для сравнения последствий
Заметим, что при оценке
возможных решений руководитель
пытается спрогнозировать то, что
произойдет в будущем. Будущее всегда
неопределенно. Множество факторов,
включая изменение внешнего окружения
и невозможность реализации решения,
может помешать воплощению намеченного.
Поэтому важным моментом в оценке
является определение вероятности
осуществления каждого
Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений:задачи и механизмы