Подходы управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Эволюция управленческой мысли отображает развитие управления, как оно формировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует ни каких универсально применимых приемов или твердых принципов, которые делали бы управление эффективным. Но, как известно, во времена промышленной революции в XIX веке открывались фабрики первичного типа производства, на которых работали большие группы людей. Сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников, и чтобы обеспечить эффективность работы появилась необходимость в управленцах. Для этих целей обучали лучших работников. Это стало началом развития управления как науки.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие управленческой мысли 4
2.История управленческой мысли в системе наук 6
3.Классификация подходо 7
4.Подходы на основе выделения различных школ 9
5.Процессный подход. 13
6.Системный подход. 15
7.Ситуационный подход. 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

TITUL_NIK_novy.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 А. Файоль выделял 14 принципов управления:                  

1.Разделение труда. Целью разделения  труда является выполнение работы,

большей по объему и лучшей по качеству , при тех же усилиях

2.Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность.

3.Дисциплина – предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и ее работниками.

4.Единоначалие – Работник должен  получать приказы только от  одного непосредственного начальника.

5.Единство направления – Каждая  группа, действующая в рамках  одной цепи,

должна быть объединена единым планом и иметь одного начальника.

6.Подчиненность личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7.Вознаграждение персонала –  Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8.Централизация. Будет варьироваться  в зависимости от конкретных  условий.

9.Сканерная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от

лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена.

10.Порядок. Место – для всего  и все на  своем месте.

11.Справедливость. Это сочетание  доброты и правосудия .

12.Стабильность рабочего места  для персонала.

13.Инициатива. Означает разработку  плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14.Корпоративный дух. Союз –  это сила. А она является результатом  гармонии персонала.

         3.Школа человеческих отношений (1930 – 1950)                 

        Поведенческие науки (1950 – по настоящее время).               

Двух ученых – Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.  Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что,  если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Развитие поведенческих наук.

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, КрисаАрджириса, Ренсиса Лайкерта, Дгласа Мак Грегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета.

Школа поведенческих наук значительно отстала от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

4.Наука управления или количественный подход (1950 – по наст.время).

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дано развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

5.Процессный подход.

 

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

         Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих  целей. Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1.Где мы находимся в настоящее  время? Руководители должны оценивать  сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы, научные исследования и разработки.

2.Куда мы хотим двигаться? Оценивая  возможности и угрозы в окружающей  среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение.

3.Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство

обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.        

         Организация. Организовывать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая современная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Контроль. Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третья фаза, где предпринимательские действия, если это необходимо, подвергаются коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Четыре функции управления имеют две общих характеристики : все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

                            

 

6.Системный подход.

 

Применение теории систем облегчило для руководителей задачу увидеть

организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно

переплетаются с внешним миром.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

         Открытие и закрытие системы.                        

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Подсистемы.                                 

Понятие подсистемы – это важное понятие в управлении. Подсистемы в свою очередь могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они

взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Переменные и системный подход.                       

Теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные перемены, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и  их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Ситуационный подход.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя

возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход и процесс управления.                  

Как системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между

организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы

значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1.руководитель должен быть знаком со  средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса

управления, системного анализа, методов планирования.)

2.каждая из управленческих концепций  и методик имеет сильные и слабые

стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как

положительные, так и отрицательные.

3.руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.

4.руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с

конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации

самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные перемены.                           

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние.

Информация о работе Подходы управленческой мысли