Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:49, контрольная работа
Периодизация мировой политической мысли не строго соотносится с основными эпохами и этапами исторического процесса. Но отечественная политическая мысль более последовательно соотносится по периодам и этапам с реальным процессом возникновения и развития Руси и России. Важным является одно замечание. Русская, а затем Российская цивилизация существует с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э. Экономические, властные и иные основы и процессы политической жизни народов Русской цивилизации сложились очень давно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РУСИ ( Х-ХIII вв.) 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ XIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВВ. 7
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (КОНЕЦ XVII – XVIII ВВ.) 9
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РУСИ ( Х-ХIII вв.) 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ВОЗЗРЕНИЯ В МОСКОВСКОМ
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИДЕИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ
И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Периодизация мировой политической мысли не строго соотносится с основными эпохами и этапами исторического процесса. Но отечественная политическая мысль более последовательно соотносится по периодам и этапам с реальным процессом возникновения и развития Руси и России. Важным является одно замечание. Русская, а затем Российская цивилизация существует с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э. Экономические, властные и иные основы и процессы политической жизни народов Русской цивилизации сложились очень давно. Но целенаправленное их изучение можно фиксировать только с возникновения письменности на Руси, которое относится к второй половине IX в. Версии существования письменности в Русской цивилизации с момента ее возникновения пока мало убедительны. Поэтому первые политические идеи на Руси можно обнаружить в тех письменных источниках, которые хорошо известны и сохранились до настоящего времени. Конечно, осмысление власти в общине или княжестве, имущественных или статусных отношений осуществлялось, начиная с самых ранних этапов становления Русской цивилизации. Но что представляли собой эти политические воззрения, сказать трудно.
Периодизация мировой политической
мысли не строго соотносится с основными
эпохами и этапами исторического процесса.
Но отечественная политическая мысль
более последовательно соотносится по
периодам и этапам с реальным процессом
возникновения и развития Руси и России.
Важным является одно замечание. Русская,
а затем Российская цивилизация существует
с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э. Экономические,
властные и иные основы и процессы политической
жизни народов Русской цивилизации сложились
очень давно. Но целенаправленное их изучение
можно фиксировать только с возникновения
письменности на Руси, которое относится
к второй половине IX в. Версии существования
письменности в Русской цивилизации с
момента ее возникновения пока мало убедительны.
Поэтому первые политические идеи на Руси
можно обнаружить в тех письменных источниках,
которые хорошо известны и сохранились
до настоящего времени. Конечно, осмысление
власти в общине или княжестве, имущественных
или статусных отношений осуществлялось,
начиная с самых ранних этапов становления
Русской цивилизации. Но что представляли
собой эти политические воззрения, сказать
трудно.
Пять этапов становления, и развития русской политической мысли Исследователи обращаются к письменным источникам отечественной истории. К таким источникам относятся описания жизни князей и первых святых на Руси, летописи и «хождения», первые литературные произведения, работы руководителей христианской церкви на Руси и др. В последующем письменных источников становилось все больше, они совершенствовались по содержанию, стилю, глубине отражения русской жизни. Разнообразнее и строже изучалась и политика.
В большинстве источников выделяется пять этапов возникновения, становления и развития отечественной политической мысли:
Политическая мысль на Руси зарождалась и развивалась по мере осознания властных, а также межплеменных отношений, общественным фактором активизации политической мысли стало формирование государственности с центром в Киеве, а также принятие христианства и возникновение письменности. Так, процесс смены язычества христианством, выбор новой религии Киевской Русью, длительная и острая борьба христианства с язычеством часто приобретали политический характер, активизировали политическое мышление. Постепенно оно приобретало относительно самостоятельный характер по отношению к осмыслению экономических, нравственных, художественных, бытовых и иных провесов.
Первый этап
характерен высказываниями и оценками
религиозно-нравственного и властно-управленческого
содержания о явлениях и процессах, которые
сегодня отнесены к политике. Русь, официально
приняв христианство в 988 г. по соглашению
с Констaнтинoпoлeм, стала 60-й митрополией
Византии, активизировала свою внутреннюю
политическую деятельность формированием
государственности и власти, а также расширила
и обогатила внешнеполитические связи.
Во главе церкви стоял митрополит, назначаемый
Константинополем. Светскую власть осуществлял
князь, поддерживая тесные связи с церковью.
Воззрения политического характера
высказывали прежде всего (князья, руководители
церкви, летописцы, образованное монашество,
а также купцы, представители княжеской
власти и другие субъекты, находившиеся
на более высоких ступенях социальной
иерархии русского общества Киева, Новгорода
и других центров. «Слово о Законе и Благодати»
митрополита Илариона Одним из первых
письменных источников, в котором были
отражены политические идеи, стал труд
митрополита Илариона «Слово о Законе
и Благодати» (XI в.), первого по происхождению
русского настоятеля христианской церкви
в Киеве. По воле Ярослава Мудрого он был
поставлен на митрополию в 1051 г. архиерейским
собором и лишь позже был Утвержден в Константинополе.
«Муж благ, книжен и постник», – писал
о нем летописец. В солидном для того времени
своем рукописном труде Иларион один из
первых пытался осмыслить с новых, христианских
позиций русскую историю, показать как
бы всенародное раздумье («глас радования»)
о призвании русского народа, о соборности
и державности. Политический смысл рассуждений
состоял в демонстрации нового содержания
и идеала жизни объединенных племен, иного
характера взаимоотношений между княжеской
властью и церковью, князем и народом.
Политические
идеи содержались в «Повести временных
лет» (1113), «Слове о полку Игореве» (XII в.),
«Слове о погибели Русской земли» (XII в.),
«Новгородской летописи» (1136) и других
источниках. Доминировала идея создания
сильного централизованного государства
во главе с мужественным и добрым князем.
Много внимания уделялось пропаганде
новой христианской веры и божественной
власти, необходимости единой религии.
В новгородских летописях много говорилось
об антикняжеском характере власти, о
собрании горожан (вече) как распорядительно-управленческой
структуре. «Русская правда» – первый
свод права «Русская правда» представ
свод права на Руси в XI–XIII вв. Включала
отдельные нормы «Закона Русского», «Правду
Ярослава Мудрого» («Древнейшая правда»),
«Правду Ярославичей», «Устав Владимира
Мономаха» и другие источники. В ней закреплялись
положения о защите жизни и имущества
княжеских дружинников и слуг, свободных
сельских общинников и горожан. Излагались
нормы обязательственного и наследственного
права. «Русская правда» выражала процесс
перехода от обычного (естественного)
права регулирования жизни и власти на
основе народных традиций и обычаев к
специально обдумываемым и записываемым
законам (нормам), одобренным князем и
церковью.
Второй этап
развития политических воззрений на Руси
отражал борьбу за освобождение от монгольского
владычества, возвышение укрепление Московского
централизованного государства. Важно
подчеркнуть, что политическое сознание
значительной части русского общества
в XIV–XVII вв. получило существенное развитие,
чему способствовал ряд значимых факторов
практической жизни. К основным из них
можно отнести: нарастание успешного противоборства
татаро-монгольскому владычеству, медленное,
но уверенное возвышение Москвы как духовно-культурного,
экономического и политического центра,
объединявшего Русские земли; завершение
формирования к XIV–XV вв. русской народности,
осуществившей многотысячелетнее цивилизационно-
Факторами, инициировавшими
политическое мышление, стал ряд негативных
процессов: участившиеся случаи экспансии
со стороны некоторых западных стран;
утрата (завершение) сотрудничества с
Византией из-за ее гибели; факты массового
насилия со стороны татаро-монгол; совокупность
крупных катаклизмов – засухи, эпидемии,
голод; отсутствие прочного и устойчивого
единства русских княжеств. Политическое
сознание получило своеобразное развитие
в результате смены династической власти
от Рюриковичей к Романовым, раскола в
церкви и так называемого «Смутного времени».
Политические идеи стали более
осмысленными и глубокими, точнее и многообразнее
отражали внутреннюю жизнь русского общества,
международные связи и процессы. Активизируется
литературно-описательная деятельность,
учитывается опыт прошлого. С 1564 г. начинается
печатание книг, что способствовало повышению
качества письменных источников, их тиражированию
и изучению.
Талантливый церковный писатель Пахомий
Лагофет составил в 1442 г. первый русский
хронограф, в котором история Руси рассматривалась
в единстве с всемирной историей. Внешнеполитические
связи и вопросы внутриполитической жизни
содержались в Общерусском летописном
своде 1408 г., Троицкой летописи, сводах
(хрониках) 1418, 1472 гг. и других, в местных
летописях, которые стали составляться
не только в монастырях, но и при дворе
ряда князей. В 1480 г. появился Московский
летописный свод, содержавший идеи культурно-политического
и духовно-религиозного возвышения Москвы.
Политические
воззрения высказывали представители
других социальных слоев: бояре, князья,
купцы, ратники, паломники и т. д. Так, тверской
купец Афанасий Никитин в записках «Хождение
за три моря» (конец XV в.) дал широкую палитру
торгово-политических связей русских
купцов с другими странами, описал жизнь
многих народов, по сути, открыл для России
Индию, что имело существенное политическое
значение. В описании жизни московского
князя Ивана III (1440–1505) основная политическая
идея состояла в собирании русских земель,
создании сильного централизованного
государства и начал абсолютистской власти,
возвышении статуса русской церкви.
С реформ Петра I, которые носили ярко выраженный проевропейский характер, начинается новый этап отечественной истории и науки. Россия становится империей, власть – просвещенной абсолютной монархией. После упразднения патриаршества и образования Святейшего Синода, которым, по сути руководил сам царь, церковь существенно теряет свои позиции по влиянию на власть и политику. Но духовного противоборства не было. Напротив, церковь осталась частью православного государства, имела высокий авторитет в народе.
Появляются первые самостоятельные работы о политике. Хорват Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), славянский ученый и писатель, католический священник, пишет работу «Политика», затем «Толкование исторических пророчеств». В них он отстаивает главную роль Русского государства в сплочении славян, обосновывает преимущество абсолютной власти просвещенного монарха, доказывает необходимость укрепления связей Великороссии и Малороссии; высказывает идеи о законодательном закреплении прав всех сословий русского общества, стимулировании развития промышленности и ремесел, необходимости перестроить организацию внутренней и внешней торговли. Еще до петровских реформ Крижанич резко выступал против поклонения чужестранному, предлагал реформировать армию. Сподвижники Петра I и сторонники его реформ Сторонники идеи просвещенного абсолютизма В.Н. Татищев (1686–1750) и И.Т. Посошков (1652–1726) трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранение жизни и продолжения человеческого рода. Государство внимает разуму подданных и правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Правда, при этом верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями, и любые действия его оправдывались, поскольку сам правитель представлялся просвещенным монархом, правителем-мудрецом. Фундаментальный труд «История Российская с самых древнейших времен» в четырех книгах пишет историк, государственный деятель В.Н. Татищев. Он собрал и обобщил несколько тысяч различных источников прошлого, в которых нашла каким-либо образом отражение отечественная история. Работа В.Н. Татищева поражала не только основательностью анализа, богатством содержания и новизной. В ней автор представил историко-философские размышления, теоретические основы и задачи исторического познания. Политические идеи отражали оценку отношений русских князей между собой, возглавляемых ими территорий и народов. Для исследования В.Н. Татищева была характерна идеологическая непредвзятость, анализ объективных фактов и событий, последовательный рационализм («умопросвещение»). Его мировоззрение и идеи имели ярко выраженную державность (государственность), направлялись на «пользу Отечеству». Выступал за просвещенный абсолютизм властвования.
В петровский
период политическая теория стала приобретать
свой самостоятельный статус. Активно
употреблялась политическая терминология,
были подготовлены специальные работы.
В период петровских реформ и российского
Просвещения политическая теория получила
первую систематизацию, приобретала принципы
научного анализа отечественных и общемировых
социально-политических процессов и явлений.
Главное место занимали исследования
по объяснению российской истории, власти
и церкви, роли науки в обществе. Отечественная
политическая мысль в XVIII в. активно обращается
к теоретическим идеям Европы с двух основных
позиций: некритического заимствования
и перенесения их на российскую культуру
и историю, а также обстоятельного переосмысления
с учетом особенностей и самобытности
российской жизни, становления и развития
государственности и власти. Можно отметить,
что становление политической теории
как науки в России в этот период имело
в целом общие признаки с европейской
политическом мыслью, которая в XVII в. также
вплотную подошла к обоснованию своего
самостоятельного научного статуса.
Первая половина XIX в. в России характерна возникновением серьезных кризисных процессов государственности и властвования, упрочением социально-экономических, политических и духовных признаков позднего Нового времени, имевших место и в Европе. Война Франции с Россией 1812 г. обнажила и обострила многие внутренние российские противоречия. Требовались новые реформы. Политическая теория сумела обосновать важнейшие из них. Вместе с тем в России первой половины XIX в. наблюдается необычный подъем духовного творчества.
Политическая
мысль получила, необыкновенно богатую
научно-духовную основу для своего развития,
для точного и глубокого анализа политической
практики. Декабристы попытались реализовать
свои социально-политические идеи антимонархизма
и антикрепостничества, уравнивания в
правах всех сословий, введения демократических
свобод, отмены рекрутчины в армии и военных
поселений. Манифест декабристов, разработанный
С.П. Трубецким, В.И. Штейнгелем и Рылеевым,
стал программным политическим документом
подготовки восстания. Выступление декабристов
14 декабря 1825 г. было жестоко подавлено,
но Россия впервые увидела и оценила открытое
выступление против монархии и абсолютизма.
Западники так же, как и славянофилы,
выступали за отмену крепостного права,
за смягчение форм самодержавия, но предлагали
политические идеи и решения европейского
характера. А. И. Герцен, В.Г. Белинский,
по опыту Европы, выступали за радикальные
революционно-демократические преобразования.
Они, а также Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев
настаивали на том, что вооруженное восстание
является единственным средством свержения
самодержавия. По их мнению, это должна
быть крестьянская революция, которое
установит «социальную республику с верховной
властью народа». Основой будущего экономического
и политического строя революционеры-демократы
считали крестьянскую общину. В этом проявлялся
их утопизм, поскольку община уже не представляла
собой единого образования, а расслаивалась.
По Н.Г. Чернышевскому, в «социальной республике»
законодательная власть принадлежит народу,
а правительство ответственно перед ним.
Народ, представлен народным собранием,
контролирует исполнительную власть.
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин,
П.В. Анненков, М.Н. Катков, Б.Н. Чичерин
и другие отстаивали мирный, парламентский
путь перехода России на новый уровень
развития в тесном сотрудничестве с Европой,
с демократическими режимами. В журналах
«Отечественные записки», «Современник»,
«Русский вестник», «Антей», других изданиях
обобщался политический опыт европейских
стран, обосновывалась его применимость
в России.