Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:49, контрольная работа
Периодизация мировой политической мысли не строго соотносится с основными эпохами и этапами исторического процесса. Но отечественная политическая мысль более последовательно соотносится по периодам и этапам с реальным процессом возникновения и развития Руси и России. Важным является одно замечание. Русская, а затем Российская цивилизация существует с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э. Экономические, властные и иные основы и процессы политической жизни народов Русской цивилизации сложились очень давно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РУСИ ( Х-ХIII вв.) 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ XIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВВ. 7
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (КОНЕЦ XVII – XVIII ВВ.) 9
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Как видим, в политической мысли России XIX – начала XX царило множество самых различных, во многом даже противоречивых идей. В данной работе были рассмотрена такие течения как радикализм (а именно его направления – революционный демократизм и народничество) и либерализм.
Революционные демократы критиковали современные им социальные и политические порядки России, а именно, рабское положение народа, гнет самодержавия и т.п. Они были убеждены в необходимости радикальных преобразований в стране, а говоря о путях реализации этих преобразований, все больше склонялись в сторону революции.
Народники не менее критически относились к существующему строю, подчеркивали подавляющую, эксплуатирующую роль государства, которое действовало от имени абсолютного меньшинства, угнетая основные народные массы. Они искали средства установления социальной справедливости, и эти идеи неизбежно перекликались с социалистической идеологией. Но при всей своей социалистической ориентации многие из народников спорили с положениями марксисткой теории, считали ее во многом ошибочной, а некоторые представители народничества (например, М.А. Бакунин) считали, что идеи марксизма не могут быть осуществлены на российской почве.
Либералы в основном высказывались за установление гражданских прав и свобод. Они считали, что высшая ценность – это личность в правовом государстве. Ратовали за установление в России демократических институтов власти, провозглашение конституции. Считали, что монархия – это идеальная для России форма правления, но существовать в форме абсолютизма она больше не может. Монархия должна стать ограниченной, в большинстве своем либералы высказывались за конституционную монархию, а Б.Н.Чичерин считал, что она должна быть обеспечена народным представительством.