Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:40, контрольная работа
Поэтому целью данной работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов к адаптации персонала, для чего использованы учебные материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности материалов, авторы которых глубоко изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются.
Введение
Философия адаптации
Понятие адаптации
Цели адаптации
Виды адаптации
Методы адаптации
Этапы адаптации
Организация эффективного управления адаптацией
Цели и задачи системы управления адаптацией
Разработка программы адаптации
Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности
Оценка состояния работы по адаптации
Подведение итогов адаптации
Адаптация в России
Успешная программа по адаптации кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в коллективе успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник - это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки.
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации.
И какое бы название не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
- статистические данные
многих предприятий указывают
на особенно высокую долю
- большинство несчастных случаев происходит в первые дни paботы, а не тогда, когда работник освоится на новом месте. Значительное количество несчастных случаев приходится на период нахождения людей в состоянии стресса. (Новые сотрудники, которое испытывают неуверенность в массе вещей, скорее всего, будут ощущать стресс). Люди, находящиеся в состоянии стресса, будут ощущать и неудовлетворенность работой. А это низкие производственные показатели или уход с работы:
- с другой стороны,
если с самого начала
- большое
значение имеет осознание того,
что работа, которую должны делать
новички, вписывается в общее
выполнение задач организации.
Если он поймет значимость
своего вклада, появится желание
выполнить работу как можно
лучше. Если есть понимание
"философии" организации, то
мероприятия и
Дабы сгладить проблемы
адаптации, современные компании разрабатывают
и применяют методики, направленные
на максимально быстрое и
Кадровым службам дается задание выяснять и анализировать причины увольнений, ведь не исключено, что адаптация нового сотрудника будет затруднена какими-то реальными проблемами данного коллектива. Через систему оценки персонала кадровики контролируют ход адаптационных процессов.
Повышенное внимание
к адаптации персонала
2.1 Цели адаптации
См. приложение (схема 2)
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему: уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением; экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них; развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
организации технологии процесса адаптации;
организации
информационного обеспечения
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Задача
подразделения или специалиста
по управлению адаптацией в области
организации технологии процесса адаптации
являются: организация семинаром, курсов
по различным вопросам адаптации; проведение
индивидуальных бесед руководителя,
наставника с новым сотрудником;
интенсивные краткосрочные
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных предприятий главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Отмечу, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм требует решения трех важнейших проблем:
- структурного
закрепления функций
- налаживания технологии адаптации;
- организации
информационного обеспечения
Решение проблемы структурного закрепления функции управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1. Выделение
соответствующего
2. Направление специалистов, занимающихся управлением адаптацией, в подразделения организации при проведении сокращения, координация их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы в наших организациях незаслуженно забыто.
В задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации процесса адаптации входят:
организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
специальные курсы подготовки наставников; использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей се уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.
Изучение отечественного опыта показало, что специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, как правило, не существует. Формально функции по профориентации выполняет менеджер по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из различных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллега по работе. Они стремятся сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к организации как можно более коротким и безболезненным.
Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации похожи друг на друга. Они происходят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку.
Затем он
провожает нового работника на его
рабочее место и представляет
непосредственно руководителю. Тот,
в свою очередь, знакомит новичка
с коллективом, с коллегами по
работе, с рабочим местом. По своему
усмотрению руководитель может прикрепить
к новичку наставника из числа
более опытных и старших
Как правило, руководитель проводит периодические беседы с новым работником еще в течение месяца, интересуясь о трудностях, которые у него возникают, его успехах, и регулярно делает оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры (если они имеются) с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
2.2 Виды адаптации
Классификацию адаптации можно распределить по следующим критериям:
4. В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
Попытаюсь раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
1. Организационная адаптация
Процесс
введения в организацию направлен
на усвоение работником норм и правил,
в том числе и "неписанных",
по которым живет организация. Целью
этого процесса является принятие новым
сотрудником ценностей, установок,
принципов организации без