Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:40, контрольная работа
Поэтому целью данной работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов к адаптации персонала, для чего использованы учебные материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности материалов, авторы которых глубоко изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются.
Введение
Философия адаптации
Понятие адаптации
Цели адаптации
Виды адаптации
Методы адаптации
Этапы адаптации
Организация эффективного управления адаптацией
Цели и задачи системы управления адаптацией
Разработка программы адаптации
Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности
Оценка состояния работы по адаптации
Подведение итогов адаптации
Адаптация в России
Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу. Собеседование преследует две цели: оценку личностных качеств и уровня компетенции, необходимых для успешной работы в компании, а также сообщение новому сотруднику основных сведений об организации и о перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, ее организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы.
После собеседования
с линейным менеджером и принятия
им решения о приеме сотрудника на
работу проводится повторное собеседование
с менеджером по персоналу. Работника
знакомят с правилами внутреннего
распорядка и проводят ознакомительную
экскурсию по офису. Во время экскурсии
нового сотрудника представляют руководству
(директору и управляющему) и знакомят
с сотрудниками, с которыми ему
предстоит активно
2. Социально-психологическая адаптация
Вхождение
в коллектив, принятие установленных
норм взаимоотношений – одно из
непременных условий высоких
результатов работы. Меры по социально-психологической
адаптации направлены, прежде всего,
на скорейшее преодоление
Специфика
любого бизнеса предполагает довольно
высокую текучесть кадров. К тому
же компании развивается и постоянно
ощущает потребность в
Наставником назначается опытный сотрудник, имеющий хорошие финансовые показатели работы и проявляющий организаторские и управленческие способности. Из наставников в дальнейшем формируется кадровый резерв на позиции менеджеров. Максимальное количество стажеров у наставника – 2, поэтому времени для того, чтобы уделить внимание проблемам нового сотрудника, достаточно. Новые сотрудники активно привлекаются к участию в корпоративных мероприятиях. Для них регулярно проводятся специальные тренинги.
3. Профессиональная адаптация
Цель
профессиональной адаптации – овладение
новым сотрудником системой профессиональных
знаний и навыков и эффективное
их применение на практике. Достижение
этой цели определяется полным соответствием
профессиональной подготовки требованиям
работы. Первым шагом является разъяснение
новому сотруднику основного содержания
его профессиональной деятельности
на первых собеседованиях с менеджером
по персоналу и линейным менеджером.
Профессиональная адаптация выражается
в определенном уровне овладения
профессиональными навыками и умениями,
в формировании некоторых профессионально
необходимых качеств личности, в
развитии устойчивого положительного
отношения работника к своей
профессии. Профессиональная адаптация
во многом выражается в ознакомлении
с профессиональной работой, приобретении
навыков профессионального
4. Культурно – бытовая адаптация
Культурно-бытовая адаптация – это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.
5. Психофизическая адаптация
Психофизиологическая
адаптация – это процесс
2.3 Методы адаптации
Экономические методы ограничиваются предоставлением льгот: для рабочих - это понижение в первые месяцы работы норм выработки, а для управленческих работников и других служащих - более низкие требования.
Организационно-
Работники же отдела кадров пока еще мало уделяют внимания этому вопросу, практически не принимают мер по обеспечению процесса адаптации.
Социально-психологические методы используются непосредственно уже в коллективе линейными руководителями или наставниками. Они основаны на формировании разнообразных связей с коллективом.
Чтобы организовать научно обоснованную систему управления профориентацией и адаптацией, необходимо исходить из следующих целей (см. рис.).
Для достижения
этих целей в организациях целесообразно
иметь в составе службы управления
персоналом или отдельных специалистов,
или самостоятельное
Такая работа должна быть направлена на сотрудников, которым нужна помощь по профессиональной ориентации и переориентации, на выпускников подшефных школ, которые стоят на пути выбора своей дальнейшей профессии, а также на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
2.4 Этапы адаптации
Этап 1. Оценка
уровня подготовленности новичка необходима
для разработки наиболее эффективной
программы адаптации. Если сотрудник
имеет не только специальную подготовку,
но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
Этап 2. Введение в должность — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и начальник кадров.
Процесс введения в должность непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку и подписывают трудовой и коллективный договор.
Часто в
ходе проведения программы введения
в должность затрагиваются
1. Общее представление о компании:
• цели, приоритеты, проблемы;
• традиции, нормы, стандарты;
• продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
• разнообразие видов деятельности;
• организация, структура, связи компании;
• информация о руководителях.
2. Политика организации:
• принципы кадровой политики;
• принципы подбора персонала;
• направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
•содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
• правила пользования телефоном внутри предприятия;
• правила
использования различных
• правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
Обычно
в специальной программе
1. Функции подразделения:
• цели и приоритеты, организация и структура;
• направления деятельности;
• взаимоотношения с другими подразделениями;
• взаимоотношения внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
• детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
• разъяснение
важности данной работы, как она
соотносится с другими в
• нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
• длительность рабочего дня и расписание;
• дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Процедуры, правила, предписания:
• правила, характерные только для данного вида работы данного подразделения;
• отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
• правила поведения на рабочем месте;
• контроль за нарушениями;
• перерывы (перекуры, обед);
• контроль и оценка исполнения.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование.
Этим этапом завершается процесс
адаптации, он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Управление процессом адаптации — это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.».
Изучение отечественного
опыта показало, что, как правило,
специальной службы, которая занималась
бы вопросами адаптации в