Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 21:18, контрольная работа
Цель работы – выявить, как и в какой степени, развитие социального и человеческого капиталов влияет на уровень жизни общества, какому из этих параметров нужно отдать более приоритетное значение.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие человеческого капитала, прослеживая его трактовку с точки зрения подходов различных экономических школ;
2) ознакомиться с основными концепциями социального капитала;
3) выявить связь между ключевыми понятиями данной работы – человеческим и социальным капиталами;
4) рассмотреть, как социальный и человеческий капиталы влияют на благосостояние общества;
5) на основе проделанного анализа выяснить соотношение ролей социального и человеческого капиталов в увеличении общественного благосостояния.
ВВЕДЕНИЕ
Основой любого государства является общество. Именно его граждане выступают основными субъектами политических, экономических и социальных отношений. Поэтому государство заинтересованно в повышении благосостояния нации. Особенно актуальным этот вопрос становится сегодня, в период глобализации и интеграции социально-экономических отношений, когда меняется система ценностей, а каждый член общества стремится к индивидуализму. Среди многих факторов имеющих прямое влияние на общественное благосостояние, остановимся на двух основных – человеческом и социальном капиталах.
Предметом данной работы выступают именно социальный и человеческий капитал, с точки зрения их влияния на общественное благосостояние.
Согласно определению, которое даёт Современный экономический словарь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Именно благосостояния характеризует уровень жизни [15]. Таким образом, цель работы – выявить, как и в какой степени, развитие социального и человеческого капиталов влияет на уровень жизни общества, какому из этих параметров нужно отдать более приоритетное значение.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие человеческого капитала, прослеживая его трактовку с точки зрения подходов различных экономических школ;
2) ознакомиться с основными концепциями социального капитала;
3) выявить связь между ключевыми понятиями данной работы – человеческим и социальным капиталами;
4) рассмотреть, как социальный и человеческий капиталы влияют на благосостояние общества;
5) на основе проделанного анализа выяснить соотношение ролей социального и человеческого капиталов в увеличении общественного благосостояния.
В качестве основной литературы выступают ставшие уже классическими в изучении вопроса человеческого капитала, труды Г. Беккера, Корицкого А.В., Капелюшникова Р.И., Дятлова С.А., учебники по микро- и макроэкономики, периодические издания, а так же статьи глобальной сети информационных ресурсов Интернет.
Таким образом, в условиях стремительного развития технологий, перехода от локальных национальных экономик к глобальной, вопрос благосостояния основных субъектов хозяйствования является одним из наиболее важных. Особенно остро проблема благополучия нации стоит в нашей стране, поскольку решение такой приоритетной задачи, как построение конкурентоспособной национальной экономики необходимо начинать не столько с развития инновационных технологий и техники, сколько с построения солидарного гражданского общества, которое будет жить на достойном уровне.
1. СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1. Развитие понятия
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых [7].
А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».
Дж. С. Миль писал: «Самого человека… я не рассматриваю как богатство. Но его приобретённые способности, которые существуют как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию».
Как самостоятельная область экономической науки теория человеческого капитала оформилась лишь в 60-х гг. XX века. Первым, кто ввёл в научный оборот понятие «человеческий капитал», был известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Теодор Уильям Шульц. Шульц интересовался трудным положением слаборазвитых стран. Этот выдающийся экономист пришел к твердому убеждению о том, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее, от знаний. Он назвал этот качественный и многофункциональный элемент экономического процесса «человеческим капиталом» [1].
Шульц выработал следующую пространную, но понятную для широкой аудитории дефиницию: "Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом" [1].
В дальнейшем идеи Теодора Шульца были дополнены и систематизированы профессором экономики и социологии Чикагского университета Гэри Стэнли Беккером в его книге «Человеческий капитал» (1964). В своей книге Беккер заложил базовую теоретическую модель, и данный его труд стал основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. Заслуга Беккера главным образом состоит в том, что он предложил оценивать вклад человеческих ресурсов не по текущим показателям, а по показателям всего жизненного цикла человека. Более того, он обосновал важность инвестиций в образование, что во многом изменило отношение к концепции «пожизненного обучения» и необходимости постоянных вложений в знания.
В 1922 г. Беккер получил Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».
Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащихся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и так далее) [9, с.4].
В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта, М.Блауга, Э.Лэзера, Р.Лэйарда, Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена, Ф.Уэлча, Б.Чизуика и др.
1.2. Современные подходы к
С момента введения понятия «человеческий капитал» в научный оборот, оно стало бурно развиваться и дополняться в работах многих экономистов. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному
числу пользователей без ограничений. Формула человеческого капитала И. В. Ильинского:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
где ЧК — человеческий капитал;
Ко — капитал образования;
Кз — капитал здоровья;
Кк — капитал культуры [16].
Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и так далее. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".
Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
В современной теории в человеческом факторе выделяют три основных элемента [9, с.5]:
1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;
2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;
3) чистый труд.
Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а последние два – человеческий капитал.
А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы). Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий капитал как часть совокупного капитала, представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.
Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по элементам затрат и инвестиций в репродукционный процесс. Так, И.В. Ильинский выделяет следующие виды человеческого капитала: капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры, акцентируя внимание на первом из них. Капитал здоровья (естественный - по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, то есть время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.
Специалисты научных учреждений Минздрава РФ предлагают выделять три компонента человеческого капитала: витальный (генный), социальный и духовный. Витальный капитал есть врожденная составляющая, то «богатство», которое каждый человек получает изначально. Социальный капитал приобретается человеком в течение всей его жизни (расходы на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей). Накопление духовного капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе его самосовершенствования. В качестве интегрирующего показателя предлагается использовать синтетический индекс развития.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Извесный ученый-кономист Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным, и описывается такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и так далее.
Таким образом, в современных теориях происходит упор на изучение подчастей человеческого капитала: от знаний, навыков и умений до духовной составляющей.
2. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
2.1. Основные концепции
Впервые выражение «социальный капитал» появилось у Лида Джадсона Ханифана, в дискуссии по сельским школам в 1916 году. Он использовал этот термин для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришел к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу» [14, с.143].
Понадобилось время, чтобы термин стал широко употребляться. Свой вклад в это внесли этик Джейн Джекобс в отношении городской жизни и добрососедства. Социолог и философ Пьер Бурдье занимался разработкой социальной теории. Центральными в его теории являются понятия «габитус» и «социальное поле», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдье, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное поле — это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения [15].
Джеймс Коулман ввел идею социального капитала в академическое обсуждение в контексте образования. Он писал: «Группа, внутри которой существует полная надёжность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой не обладающей данными качествами» [17, с.17].
Однако не стоит забывать и работы американского политолога Роберта Патнэма, который сделал социальный капитал популярной темой для политических дискуссий [15].
В 1999 году Всемирный банк дал своё определение социальному капиталу, согласно которому под этим термином понимаются институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия в обществе. Спецификой социального капитала является отражение связей между взаимодействующими индивидами.
Составляющими социального капитала являются: обязательства, ожидания и надежность социальной и институциональной структуры; возможность получения информации с наименьшими издержками; существование норм и эффективных санкций; относительная замкнутость и апроприативность. Основа всех этих слагаемых социального капитала есть доверие.
Информация о работе Понятие и соотношение человеческого и социального капитала