Понятие и сущность лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение стилей лидерства.
Задачи:
1. Рассмотреть, роль лидерства в современном менеджменте;
2. Рассмотреть, понятие и сущность лидерства;
3. Рассмотреть, стили лидерства в современном менеджменте.

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя!.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое  координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней  средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

Особенностью  современного менеджмента является его направленность на эффективное  ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное  уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Современный лидер  обязательно стратег.

Лидерство связано  с той частью управления организацией, которое происходит в области  управления персоналом, формирования воли  менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства  может быть лучше понята, если его  сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в  своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь".

Целью курсовой работы является изучение стилей лидерства.

Задачи:

    1. Рассмотреть, роль лидерства в современном менеджменте;

          2. Рассмотреть, понятие и сущность лидерства;

                  3. Рассмотреть, стили лидерства в современном менеджменте.

Методом изучения данных задач является анализ специальной литературы.

Объектом исследования является лидерство в менеджменте.

Предмет исследования: стили лидерства.

Стили руководства, как теоретическая основа, были разработаны  многими исследователями, такими как, Л.К. Аверченко, Г.М. Андреева, Д. Кейси, Р.Л. Кричевский, Э. Мэйо, Ф.У. Тейлор, К. Левин и др.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты лидерства в современном менеджменте
      1. Понятие и сущность лидерства

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:

1) Ведущий, руководитель;

2) Корабль, возглавляющий  группу, караван судов; 

3) Спортсмен  или спортивная команда, идущие  первыми в соревновании;

4) Едущий впереди  велосипедиста мотоциклист (гонка  за лидером).

 В менеджменте  лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных,  ситуацией.  
           Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. 
           Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. 
           Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. 
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 

           В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом.

Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

- видение ситуации в целом;

- способность к коммуникациям;

- доверие сотрудников;

            - гибкость при принятии решений. 
            Таким образом следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 

      1. Роль лидера в современном менеджменте

Современное положение  вещей породило так называемый великий  парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее  управляемые ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. В такой ситуации требуется в первую очередь лидер, а не администратор.

Систематическое изучение проблем лидерства было предпринято с начала 1930-х гг., когда выяснилось, что должность не делает людей лидерами (но эффективные лидеры умело используют ее возможности).

Сначала была поставлена цель выявить необходимые для  осуществления функции лидерства  характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств (черт), пытавшаяся определить их необходимый  набор.

Дальнейшие  исследования привели к формулировке четырех групп лидерских качеств:

  1. физические – приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и проч.;
  2. психологические – темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
  3. интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора;
  4. личностные:

-  деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать;

- личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.

Для занятия  лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи. Но этот набор бесконечен, а требуемую степень их проявления и эффективное отношение определить сложно. Поэтому концепция лидерских черт не позволяет создать универсальную модель лидера.

Основой лидерства  является специфический тип отношений  управления, или лидерский тип. Это  отношения «лидер – последователи». Исторически лидерский тип отношений  возник намного раньше отношений «начальник – подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает отношение в сообществе центральную позицию, а все остальные  располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется  в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во – вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главным в работе лидера. Выше подробно рассматривались различные основы и источники власти. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до ого момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков. Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Все большее  значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Лидерство - это  не управление. Управление концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали, правильны вещи.

Различие между  лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Менеджер - это  человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность  за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют  тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны  разрабатывать свои действия в деталях  и во времени, планировать привлечение  и использование необходимых  ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, менеджеры концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решений проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опята. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможность для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что  на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во много обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Информация о работе Понятие и сущность лидерства