Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 12:29, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и виды карьеры.....................................................................................4
2. Этапы карьеры.....................................................................................................7
3. Модели развития карьеры...................................................................................8
4. Планирование и развитие карьеры..................................................................10
Заключение.............................................................................................................15
Список литературы................................................................................................16
Студентки 2 курса Специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Группы «ТЭ-13» Пестеревой Надежды Дмитриевны | |
Преподаватель Николаева Ольга Владимировна Оценка ______________ |
Введение......................
В этом и заключается актуальность курсовой работы. Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры.
Карьера – это стремление достичь больших результатов.
С научной точки зрения карьера – это субъективно-осознанные суждения работником о своем трудовом будущем и ожидаемые цели, удовлетворенные трудом.
В целом карьера – это процесс продвижения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными обществами или организациями. Это должностные ступени, ступени квалификационной лестнице и связанные с ней разряды. Статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации. В основном делается определенный оклад за это. Уровни материального вознаграждения и материального дохода.
Существуют четыре основных этапа карьеры (таблица 1), которые приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека:
- этап изучения (0-20 лет);
- этап начальных шагов (17—30 лет);
- этап становления (30—45 лет);
- поздние шаги карьеры (после 45 лет).
Таблица 1. Этапы карьеры
Этапы / характерные черты |
Этап изучения |
Этап начальных шагов |
Этап становления |
Поздние шаги карьеры |
Формирование жизненных ценностей, позиций, убеждений; отдаление от семьи и друзей детства, первые шаги по обеспечению независимости; выбор вида обучения и карьеры |
Определение стремлений, замыслов и целей; формирование представления о профессии, определение круга общения; доминирует потребность в стабильности и хороших отношениях с другими людьми |
Активное построение карьеры; стремление упрочнения положения в обществе; потребность в независимости и одобрении; продвижение одних и остановка в карьере других; приобретение авторитета в организации. |
Основная задача – обучение других; выбор дальнейшего жизненного пути; подготовка к уходу из организации | |
Критический переходный период |
17-22 года: внутренний конфликт,
существенное изменение |
Около 30 лет: Оценка правильности выбора карьеры, достижений. Возможно смена места работы |
35 – 45 лет: анализ и переоценка
основных элементов жизни |
Уход на пенсию |
На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:
«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.
«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.
«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.
«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.
Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника.