Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 10:54, контрольная работа
Стратегия - это совокупность правил и примеров, обеспечивающих достижение основных (главных) целей развития системы (экономического субъекта).
Экономическая стратегия - это:
а) разработка правил и примеров, обеспечивающих экономически эффективное достижение стратегических целей;
б) разработка системы стимулирования к достижению стратегических целей.
Понятие экономической стратегии фирмы
Основные составляющие экономической стратегии
Карта стратегических групп
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
1. Понятие экономической стратегии фирмы
Стратегия - это совокупность правил и примеров, обеспечивающих достижение основных (главных) целей развития системы (экономического субъекта).
Экономическая стратегия - это:
а) разработка правил и примеров, обеспечивающих экономически эффективное достижение стратегических целей;
б) разработка системы стимулирования к достижению стратегических целей.
Экономическая стратегия должна обеспечивать эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Выбор цели предполагает возможность обеспечения необходимыми ресурсами. Следовательно, необходимо определить приоритетность тех целей, достижение которых обеспечит наибольшую продуктивность используемых ресурсов, или обеспечит конкурентные преимущества фирмы. То есть экономическая стратегия – это план поддержания фирмы (отрасли, национальной экономики в целом) в состоянии, соответствующем критерию парето-эффективности.
Экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных (по уровню и равнозначности) по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Согласование и координация по времени и ресурсам локальных стратегических целей позволит достичь глобальных целей экономической стратегии – создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Экономическая стратегия отвечает на вопросы, корреспондирующие основным вопросам любой экономической системы:
- Что и в каком количестве производить?
- Как и какими средствами производить?
- Для кого и когда производить?
Ответы на эти вопросы требуют разработки следующих основных приемов и правил экономической стратегии:
а) использование условий и факторов конкурентного преимущества фирмы;
б) исследования рынков потенциальных товаров и услуг выбора, оптимальных в перспективе стратегических зон хозяйствования;
в) эффективного (рентабельного) распределения и использования собственных и привлеченных (дополнительных) ресурсов;
г) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы;
д) формирование и реализация долговременной эффективной ценовой политики;
е) диагностика и профилактика кризисных тенденций, ведущим к несостоятельности (банкротству) фирмы.
Следовательно, формирование экономической стратегии представляет собой процесс формирования портфеля стратегических рыночных трансакций, т.е. разнообразных соглашений, сделок с многочисленными контрагентами, которые фирмы должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить устойчивое положение и развитие.
И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые при различных степенях нестабильности внешней среды:
1. Управление на основе
2. Управление не основе
3. Управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач, управление по слабым сигналам; управление в условиях стратегических неожиданностей) в условиях существенной нестабильности внешней среды.
2. Основные составляющие экономической стратегии
Стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов. Представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая в экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек.
Стратегия поведения фирмы на рынках денег, и ценных бумаг. Заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Эта составляющая экономической стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг фирмы.
Стратегия снижения трансакционных издержек. Заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям.
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций, с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др.
Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В общепринятом понимании инвестиционная стратегия — это стратегия формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть липам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товароматериальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности фирмы мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товароматериальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Инвестиционная деятельность тесно связана с инновациями в различных сферах НИОКР, технологии, организации производства.
Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе.
Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденции, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства фирмы является: прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования фирмы — с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.
Таким образом, экономическая стратегия — это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью — создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия — это система обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Как и всякая система, экономическая стратегия подвержена влиянию закономерностей целостности, коммуникативности, эквифинальности и др. Это означает, что наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и противоречить друг другу. При заданном уровне стратегических ресурсов стратегия обладает определенными предельными возможностями достижения глобальной и локальных целей. Экономическая стратегия фирмы не может игнорировать макро- и микроэкономическую ситуацию в стране и за ее пределами и вырабатывать правила и приемы функционирования фирмы вне связи с внешней средой. Важнейшими системообразующими элементами системы экономической стратегии должны быть признаны: товарная стратегия, стратегия взаимодействия с рынками факторов производства, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия инвестиционной деятельности фирмы, стратегия предотвращения несостоятельности фирмы.
Экономическую стратегию в общем виде можно структурировать следующим образом (рис.1.).
Рисунок 1. Составляющие экономической стратегии фирмы.
Из рисунка видно, что составляющие экономической стратегии направлены как на внешнюю, так и на внутреннюю сферы деятельности фирмы, что говорит о взаимовлиянии стратегических решений и процессов, протекающих в этих сферах. Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений.
Товарная стратегия фирмы ориентирована на исследование и формирование потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка миссии (перспективных задач) с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка концепции формирования товарного ассортимента, обеспечивающего максимизацию прибыли в долговременной перспективе.
Товарная стратегия является базой для планирования НИОКР, кадровой и инвестиционной политики.
Стратегия ценообразования включает:
разработку принципов ценовой политики;
определение правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка;
определение приемов ценовой конкуренции;
формирование принципов ценообразования на основе мониторинга рынков факторов производства, ценных бумаг и валютных рынков;
мониторинг соотношения спроса и предложения;
3. Карта стратегических групп.
Анализ отрасли рассматривает все действующие фирмы как одну группу, заранее подразумевая, что они обладают какими-то общими характеристиками, уже хотя бы из-за того, что они принадлежат одной отрасли. На первой стадии анализа это полезная предпосылка, но недостаточная, если мы собираемся более глубоко разбираться со структурными особенностями отрасли. На второй стадии анализа мы должны признать, что фирмы неоднородны. Следовательно, для того, чтобы получить более полную информацию о формах конкуренции, мы должны перейти к следующей ступени анализа - определению стратегических групп. Эти группы представляют собой совокупности конкурирующих фирм, которые придерживаются по определенным признакам общей или схожей стратегии. Мы можем сказать, что группы включают фирмы, которые относительно однородны в отношении их стратегий.
Портер предлагает следующие признаки, по которым можно выделить различия между стратегиями фирм определенной отрасли: специализация, марка, маркетинговый подход, выбор канала сбыта, качество продукта, лидерство в технологии, вертикальная интеграция, уровень издержек, обслуживание, ценовая политика, финансовый и операционный рычаги, связь с родительской компанией и контакты с правительством собственной страны и страны, в которой работает фирма. Нам следует попытаться объединить в одну группу все фирмы, которые обладают схожими характеристиками и придерживаются одинаковой конкурентной стратегии.