Понятие кадровой политики организации. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:58, контрольная работа

Описание работы

Кадровая политика - это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников для достижения целей, стоящих перед компанией, в которых они заняты.
Кадровая политика организации - это система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы, методы работы с персоналом.
Целью кадровой политики как системы управления персоналом являются достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала компании, создание высокопроизводительного коллектива, наиболее высоких конечных результатов деятельности организации.

Файлы: 1 файл

упр перс 204 ч.docx

— 80.89 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, кадровая политика должна быть эффективной с экономической точки зрения, так как формирование квалифицированного трудового потенциала организации связано с существенными финансовыми издержками.

В-третьих, кадровая политика должна обеспечивать индивидуальный подход к различным социальным группам, работающим на предприятии, что особенно важно при осуществлении политики мотивации и стимулирования персонала.

Следовательно, выбранная кадровая политика должна быть направлена на получение в работе с персоналом социально-экономического эффекта, способствующего высокопроизводительной деятельности всей организации.

 

 

  1. Технологии проведения деловой оценки сотрудников.

 

Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) в самом широком значении этого слова обозначает определение квалификации; оценку знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенную должностными лицами. Этот термин охватывает и проверку знаний школьников, студентов, специалистов в процессе получения и по завершении общего, профессионального или специального (повышение квалификации) образования (промежуточная и итоговая аттестация), и проверку деловых качеств работников.

В трудовом праве под аттестацией принято понимать проверку профессиональной подготовки работника и его деловых качеств в целях определения уровня его квалификации (установления квалификационного разряда) и (или) соответствия занимаемой должности (выполняемой работе). Такая проверка организуется и проводится работодателем.

Аттестация в условиях динамично развивающейся экономики совершенно необходима. Она имеет большое значение как для работодателя, так и для работника.

Для работодателя важно оптимизировать использование трудовых ресурсов, сформировать кадровый резерв, создать дополнительные стимулы к повышению квалификации работников, усилению ответственности и исполнительской дисциплины, обеспечить возможность расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым требованиям.

Работники, проходя аттестацию, имеют возможность зарекомендовать себя как квалифицированные, инициативные сотрудники, обеспечить повышение оплаты труда, продвинуться по служебной лестнице.

Аттестация как особый способ проверки характеризуется прежде всего коллегиальностью. Рассмотрение и оценка профессиональных качеств работника осуществляется специально созданной комиссией, в состав которой включаются авторитетные специалисты, руководители данной организации, представители профсоюзной организации. Некоторые нормативные правовые акты предусматривают включение в состав аттестационной комиссии специалистов других организаций.

Коллегиальность обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение документов, отражающих трудовую деятельность работника, непредвзятую оценку уровня его квалификации, возможностей профессионального роста и т.п.

Коллегиальное принятие решения о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе) обусловливается усложнением характера и содержания труда (а следовательно, усложнением критериев и самого процесса оценки), необходимостью внимательного отношения к каждому сотруднику (достижения социальной эффективности управления персоналом) и является отражением демократических начал в трудовом праве.

Оценка уровня квалификации работника и его соответствия занимаемой должности производится на основе заранее определенных объективных критериев. Недопустима дискриминация при проведении аттестации, т.е. установление предпочтений или ограничений, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда (ст. 3 ТК РФ).

Объективность решения аттестационной комиссии обеспечивается, в частности, стандартизацией обсуждаемых вопросов, использованием тестов, учетом мнения непосредственного руководителя работника о его работе, предоставлением работнику возможности высказать свое мнение о представленном на рассмотрение комиссии отзыве и т.п.

В ходе аттестации определяется степень соответствия работника занимаемой должности (выполняемой работе); выявляются перспективы использования потенциальных возможностей работника; определяется степень необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки.

Выводы аттестационной комиссии могут служить подтверждением необходимости перевода на другую работу (должность) или прекращения трудового договора, основанием направления работника на курсы повышения квалификации, применения поощрения, повышения оплаты труда и др.

На основании анализа действующего законодательства, регламентирующего порядок проведения аттестации, можно выделить несколько видов аттестации. Главным критерием классификации служит ее периодичность.

Для большинства специалистов аттестация проводится периодически, как правило, через равные промежутки времени - раз в три - пять лет.

Периодической аттестации подлежат практически все руководители, инженерно-технические работники и специалисты. Рабочие, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством, периодическую аттестацию не проходят.

Существует и внеочередная аттестация, которая проводится либо по инициативе работника, подлежащего периодической аттестации, для присвоения более высокого разряда (класса, квалификационной категории), либо по решению аттестационной комиссии или работодателя.

Надо выделить и "разовую" (единовременную) аттестацию, которая проводится по инициативе работодателя для решения вопроса об увольнении работника по подпункту "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация для решения вопроса об увольнении осуществляется независимо от того, подлежит работник периодической аттестации или нет. Это правило введено для того, чтобы принятие решения о признании работника не соответствующим занимаемой должности (выполняемой работе) происходило более демократично и объективно. В частности, для того, чтобы решение о несоответствии принималось не единолично руководителем, а специальной комиссией, в которую включены должностные лица организации, специалисты соответствующего профиля, представители профессиональной организации.

Действующее законодательство, к сожалению, не только не содержит легального определения аттестации, но и не уделяет достаточного внимания ее правовому режиму: определению основных принципов ее проведения, установлению гарантий прав работников, проходящих аттестацию, правовых последствий аттестации и т.п. В настоящее время существует большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих правила аттестации для отдельных категорий работников. Помимо федеральных нормативных правовых актов по вопросам аттестации принято значительное количество актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Во многих регионах действуют нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения аттестации руководителей государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ, руководителей муниципальных предприятий, профессиональных спасателей, бухгалтеров.

Нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей ТК РФ, и используются для проведения аттестации большинства специалистов организаций независимо от форм собственности. Они предусматривают проведение периодической аттестации следующих категорий работников:

- начальники (заведующие) баз, бюро, групп, инспекций, кабинетов, камер, касс, контор, лабораторий, мастерских, отделений, отделов, парков, питомников, площадок, производств, пунктов, резервов, секторов, складов, служб, станций, участков, филиалов, хозяйств, хранилищ, экспедиций;

- заведующие архивами, грузовыми  дворами, канцеляриями, кладовыми, комнатами, обстановками, пакгаузами, платформами, секциями;

- управляющие отделениями, участками;

- руководители групп, полетов;

- десятники, мастера, производители  работ, технические руководители, бригадиры  животноводческих и растениеводческих  бригад и другие руководители.

Типовой перечень включает в себя практически все категории руководителей структурных подразделений, в т.ч. обособленных, а также руководителей среднего звена - мастеров и т.п. Помимо этого аттестации подлежат главные и старшие (на правах главных) специалисты всех наименований и специалисты.

В примечании к Типовому перечню указано, что аттестацию проходят все работники, должности которых в нем перечислены, а также работники, занимающие должности, образованные от указанных базовых наименований: заместители и помощники руководителей, ведущие, старшие, сменные дежурные, групповые, районные специалисты, а также специалисты различных квалификационных категорий (1-й, 2-й, 3-й, высшей категории).

Перечень должностей работников, подлежащих аттестации, разрешалось расширять с учетом специфики отраслей народного хозяйства. Соответствующее право предоставлялось министерствам и ведомствам.

Таким образом, Типовой перечень определил круг работников, подлежащих аттестации (руководители структурных подразделений, руководители среднего звена и специалисты), и предусмотрел возможность расширения перечня должностей в рамках названных категорий.

В современных условиях применение Типового перечня обязательно в той части, в какой он определяет категории работников, подлежащих аттестации. Это руководители, инженерно-технические работники и специалисты. Нельзя вводить периодическую аттестацию для работников физического труда, поскольку они не могут быть отнесены к категориям руководителей или специалистов. Вместе с тем можно предусмотреть прохождение аттестации для работников, занимающих должности руководителей, инженерно-технических работников и специалистов, не указанные в Типовом перечне.

Определяя круг работников, подлежащих аттестации, необходимо учитывать специальные гарантии, установленные для работников. Эти гарантии направлены на защиту работника от необоснованных решений. В частности, п. 4 указанного выше Положения от 05.10.1973 предусматривает, что очередную аттестацию не проходят:

- лица, проработавшие в  занимаемой должности менее года;

- молодые специалисты  в период срока обязательной  работы по назначению после  окончания учебных заведений;

- беременные женщины;

- женщины, имеющие детей  в возрасте до одного года.

Идея освобождения от аттестации работников некоторых категорий в целях установления для них повышенной защиты получила свое воплощение и в нормативных правовых актах более позднего периода. Например, п. 2.3 Положения о порядке проведения аттестации врачей, специалистов с высшим немедицинским образованием, допущенных к врачебной деятельности, а также биологов, зоологов, энтомологов учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, утв. Приказом Госкомсанэпиднадзора России от 02.09.1992 № 74, предусматривает, что очередной переаттестации по должности не подлежат беременные женщины и матери, имеющие детей в возрасте до трех лет и находящиеся в отпуске по уходу за ними. Не проходят очередную аттестацию работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины, работающие в учреждениях и организациях, подведомственных Минприроды России. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу в указанные организации (п. 1.4 Положения о порядке проведения аттестации руководителей и специалистов территориальных органов, учреждений и организаций, подведомственных Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 11.04.1995 № 145).

Что касается молодых специалистов, то действующее трудовое законодательство такой категории не выделяет. Поэтому к работникам, поступившим на работу после окончания образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования, применяется гарантия более общего характера - освобождение от прохождения аттестации в течение первого года работы.

Эти правила действуют для тех случаев, когда аттестация проводится на основании указанного Положения. Если аттестация проводится в соответствии со специальным нормативным правовым актом, применяются соответствующие положения такого акта.

В последнее время в методических разработках и юридической литературе нашла отражение позиция о расширении круга работников, освобождаемых от прохождения очередной аттестации. Так, в методических материалах семинара "Организация и проведение аттестаций персонала на предприятии", проведенного Институтом экономики и управления в промышленности в 2000 г., в перечень работников, не подлежащих очередной аттестации, включены руководители, назначение на должность и освобождение от должности которых производятся вышестоящими органами; работники, прошедшие переподготовку или повышение квалификации; работники, достигшие пенсионного возраста. В юридической литературе предлагается расширить этот перечень, включив в него:

- молодых специалистов  в период срока обязательной  работы в соответствии с договором  о целевой контрактной подготовке; одиноких матерей, воспитывающих  ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида  до 18 лет), или других, воспитывающих  указанных детей без матери;

- опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

- работников, имеющих детей-инвалидов  или инвалидов детства до достижения  ими возраста 18 лет;

- работников, обучающихся  без отрыва от производства  на двух последних курсах в  высших учебных заведениях по  тому профилю деятельности, по  которому проводится аттестация. Приведенные предложения можно  использовать в ходе разработки  локального нормативного акта  о проведении аттестации. Решением  работодателя указанные и иные  категории работников могут быть  освобождены от ее прохождения. При этом важно иметь в виду, что обязательным является освобождение  лишь тех работников, которые  прямо указаны в Положении  от 05.10.1973.

Невключение других работников в график очередной аттестации представляет собой льготу, которая должна предоставляться с учетом особенностей характера и организации труда, профессионального состава работников и других обстоятельств.

Информация о работе Понятие кадровой политики организации. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации