Понятие карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:44, реферат

Описание работы

Выбор карьерного пути — очень важное решение, поскольку ошибки в этом выборе могут привести к самым негативным последствиям в судьбе человека.
Сколько способных и даже талантливых людей не достигли вершин и серьезных успехов в жизни по одной лишь причине: не смогли наилучшим образом распорядиться своими способностями и, как результат, неправильно организовали свою жизнь и профессиональную деятельность.

Содержание работы

Введение
1. Понятие карьеры
1.1.Определение карьеры
1.2 Типы карьер
1.3 Понятие успешной карьеры
1.4 Факторы успешной карьеры
2.1 Описание хода исследования
2.2 Характеристика метода
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

успешность.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Понятие карьеры

1.1.Определение карьеры

1.2 Типы карьер

1.3 Понятие успешной карьеры

1.4 Факторы успешной карьеры

2.1 Описание хода исследования

2.2 Характеристика метода

2.3 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор карьерного пути — очень важное решение, поскольку  ошибки в этом выборе могут привести к самым негативным последствиям в судьбе человека.

Сколько способных  и даже талантливых людей не достигли вершин и серьезных успехов в  жизни по одной лишь причине: не смогли наилучшим образом распорядиться  своими способностями и, как результат, неправильно организовали свою жизнь  и профессиональную деятельность.

К сожалению, в России до середины девяностых годов  понятия карьеры, в позитивном смысле этого слова, практически не существовало.

Следствием  такого долгого негативного отношения  к важнейшему аспекту профессиональной деятельности явилось то, что в  настоящее время трудности интеграции российской молодежи в сферу труда  усугубляются отсутствием целостного и четкого представления о  составляющих понятия «карьера».

Что же такое  карьера в современном представлении? Карьера — это постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни»(Е.А.Комаров 1999г [ с. 24]). Карьера — это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся.

В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его  профессиональной жизнью. Под карьерой понимают должностной и профессиональный рост, «поступательное продвижение  по служебной лестнице, изменение  навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [с. 24]. Все это имеет отношение  к организационному аспекту карьеры.

Кроме организационного выделяют личностный и социальный аспекты  карьеры человека. Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления  с позиции человека-личности, раскрывает особенности видения карьеры  ее деятелем.

С этим связаны  выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных  результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения. «Карьера —это субъективно  осознанные собственные суждения работника  о своем трудовом будущем, ожидаемые  пути самовыражения и удовлетворения трудом», это «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные  с трудовым опытом и деятельностью  на протяжении рабочей жизни человека»»Комаров  Е.А(1999г) [ с. 25].»

Социальный  аспект — это представления о  карьере с точки зрения общества.

Социальный аспект включает в себя, во-первых, выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот (успехов) в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни; во-вторых, устоявшиеся представления  о характере движения по этим путям, связанные с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степенью ее «взлетности», и используемых методах.

Карьера представляет собой процесс  профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его  продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера - это развитие человека и  освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).

Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в  жизни человека, деятельности организации, а также в развитии общества в  целом.

Карьера выступает в роли своеобразного  контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт (кстати, существенную часть общего жизненного опыта) последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает  вид развития, упорядоченного этими  ступенями.

Карьера занимает важное место в  структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние  на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера  обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических  потребностей, таких, как потребность  в самореализации, в уважении и  самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

карьера профессиональный иерархия успешный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие карьеры

 

1.1.Определение карьеры

Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле. В широком понимании карьера – профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм служащего, достижение признанного профессионального статуса.

Критерии  профессионализма могут меняться в  течение трудовой деятельности человека. В узком понимании карьера  – должностное продвижение, достижение определенного социального статуса  в профессиональной деятельности, занятие  определенной должности. В данном случае карьера – сознательно выбранный  и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному  статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего  в соответствии с уровнем его  квалификации. Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении  карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы. Такое понимание  карьеры ориентирует на соответствующий  методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция  современной науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное  состояние, как непрерывный бесконечный  поток событий. Человек включен  в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться  к нему, преодолевать отклоняющиеся  его течения, собственное изменение  в этом процессе и изменение его  составляющих. Чем стремительнее  общее движение, тем опаснее замедление.

Отсюда понимание  карьеры, как активного продвижения  человека в освоении и совершенствовании  способа жизнедеятельности, обеспечивающего  его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического  управления карьерой. Карьера –  это процесс движения по пути овладения  некими ценностями, благами, признанными  в обществе или организации.

Таковыми  являются: * должностные ступени, уровни иерархии; * ступени квалификационной лестницы и связанные с ней  разряды, дифференцирующие навыки и  знания людей по уровню мастерства; * статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения  и т.д.), его положение в коллективе; * ступени власти как степени влиятельности  в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству); * уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот). Таким образом, карьера  –это процесс профессионального  роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

Многоаспектность  карьеры выражается в ее наполненности  различными составляющими. Карьера  комбинирует в себе такие направления  деятельности как совершенствование  уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия  по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых  связей, способствующих тому, чтобы  реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры  невозможно без содействия карьерной  среды, направленных на обеспечение  необходимых условий для роста  и реализации растущего потенциала личности. Карьера – динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс и рассматривать его надо как последовательность стадий во времени.

 

1.2. Типы карьер

Многогранность  и сложность явления карьеры  отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры  можно выделить множество различных  оснований, признаков, критериев.

По  признаку индивидуальной профессионализации

С точки зрения индивидуальной профессионализации можно  выделить профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру. Для  профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной  предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его  труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

По  направлениям движения работника в  структуре организации. По направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры: * вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Чаще всего карьеру отождествляют именно с этим видом. * горизонтальная карьера представляет собой перемещение работника в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой группы и др.). Так же горизонтальная карьера- это карьера специалиста.. Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры , называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной лестнице.

По  содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений. По содержанию происходящих в процессе карьеры изменений можно дать следующую классификацию: * властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации; квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по тарифной сетке той или иной профессии;

 

1.3.Успешная карьера

Средством реализации плана карьеры  является успешная работа в занимаемой должности; профессиональное и индивидуальное развитие; обучение; эффективное сотрудничество с руководителем; создание положения  и имиджа в организации. Сегодня  считается, что успех карьеры  зависит от способностей работать на стыке разных сфер деятельности.

К сожалению, для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий  сотрудника, даже если они принимают  форму хорошо продуманного плана. Для  продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения. Чтобы свести все  эти компоненты воедино, сотруднику часто необходима внешняя помощь. Традиционно он получал эту помощь от родственников и знакомых, учебных  заведений, которые заканчивал, обществ, в которых участвовал, и даже от государства, которому платил налоги. В современном мире важнейшим  источником поддержки сотрудника в  развитии карьеры становится организация, в которой он работает.

Специалисты по вопросам профессионального  роста и карьерного продвижения  выделяют , как правило, две основные группы критериев успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно  оценить по двум базовым параметрам :движение внутри организации и движение внутри профессии. В качестве параметра объективного успеха выступает вертикальное должностное продвижение-рост по служебной лестнице.

Критерием субъективной карьерной  успешности может быть собственная  оценка человеком своих карьерных  достижений.

Женщины и мужчины по-разному  оценивают успех в карьере. Женщины  больше уделяют внимание хорошему моральному климату, взаимопониманию и работоспособности  коллектива, в котором они трудятся. Мужчины же ориентируются на индивидуальный успех , возможности для повышения  собственного статуса, зачастую расценивая коллег как потенциальных конкурентов.

Впервые на различия в восприятии карьеры указал американский социальный психолог и социолог Ф.Герцберг(1958).С  его точки зрения мужской менталитет предполагает:

  • возможности для статусного роста, продвижения по служебной лестнице;

  • требование хорошо оплачиваемой работы;

  • возможности обучения или повышения профессиональной квалификации;

  • доступ к новой информации, возможность быть в курсе организационных инноваций.

Женский менталитет переносит акцент на следующие аспекты:

Информация о работе Понятие карьеры