Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:47, контрольная работа
Лидерство в менеджменте можно представить в качестве способности оказывать влияние на коллег и подчиненных в процессе движения к достижению определённой цели. Исходя из этого, лидер – это человек, ведущий сотрудника или целый коллектив к определенной цели. Нередко, в деловой среде и на предприятиях лидерство противопоставляется менеджменту. Менеджмент зачастую определяется, как умение реализовать поставленную цель посредствам других людей. Лидерство же – это умение построить свою деятельность и поведение так, чтобы другие захотели достигнуть поставленной цели. Таким образом, лидерство в менеджменте должно быть основано на умении руководителя вести за собой людей, а не быть только формальным (назначенным) лидером .
1. Понятие лидерства в менеджменте 3
2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости 12
Тест 22
Список использованной литературы 23
Чтобы стать трансформационным лидером:
Многие проблемы и противоречия, возникающие в процессе реализации эффективного лидерства и конструктивного менеджмента, с одной стороны, имеют объективный характер. С другой стороны, сам процесс эффективно-конструктивного руководства (например, как шахматы) является уникальным сплавом науки, искусства и спорта. Эта противоречивость отражается и в теоретических исследованиях данного вопроса. Но в любом случае для стабильного успешного развития бизнеса весьма полезно периодически задумываться о данных проблемах и способах их разрешения6.
Основные правила разработки организационной структуры фирмы:
Из книги «Семь нот менеджмента»
Раннее в статьях был отмечен ряд закономерностей в формировании структуры. Одно из проявлений этих закономерностей – пять основных принципов структурирования деятельности организации, встречающихся в подавляющем большинстве организаций. Рассмотрим их особенности.
Объединение по такому принципу предусматривает работу специалистов одного профиля под началом менеджера. Особенность структуры, построенной по функциональному принципу, заключается в том, что каждый функциональный отдел (бухгалтерия, маркетинг и т.п.) выполняет работу по всем видам продукции, выпускаемой предприятием, т.е. обслуживает все товарные направления.
Рисунок 1
Достоинством функционального подхода является то, что он позволяет снизить накладные расходы и стандартизировать действия отделов для всех видов продукции и услуг, а также соответственно облегчить управление и контроль за каждым видом деятельности. Но здесь мы опять имеем дело с дилеммой, где есть и плюсы, и минусы. Такой подход может ограничивать развитие предприятия и привести к тому, что из-за стандартизированности действий функциональных подразделений перспективным товарам или услугам не будет уделено должного внимания. Кроме того, как вы уже знаете, функциональные специалисты склонны больше внимания уделять поддержанию своего профессионального уровня, а не решению проблем, связанных с новой продукцией или расширением связей с потребителями. Отсутствие перекрестных связей между отделами означает, что все решения, связанные более чем с одним функциональным подразделением, должны приниматься высшим руководством. Это приводит к его перегрузке и хроническим задержкам в принятии решения.
Вот что по этому поводу пишут консультанты по управлению Майк Робсон и Филип Уллах:
«Организационные структуры сами по себе оказывают решающее влияние на работоспособность организации, и поразительно, что большинство организационных структур построено так, что они скорее активно мешают прогрессу, чем помогают ему.
Можно сказать, что объединение по функциональному признаку остается приемлемым до тех пор, пока организация предоставляет ограниченное число взаимосвязанных видов продукции и услуг сравнительно однородной клиентуре. Однако если она начинает расширять спектр выпускаемой продукции, услуг или рынков сбыта, функциональная форма объединения начинает «трещать по швам». Наступает момент, когда новая продукция, услуга или клиент требуют индивидуального, глубокого подхода, чего не может обеспечить эта структура. Функциональные организации часто называют ведомыми предложением, а не спросом. Когда специалисты более заинтересованы в контактах с сотрудниками другого профиля, работающими с тем же товаром, услугой, сегментом потребителей или услугой, чем с сотрудниками своей специализации, тогда появляется потребность в структуре, рассмотренной ниже7.
Такая структура предусматривает создание отделов из специалистов разной специализации на основе различий в производимой продукции, клиентах, географическом положении и т.п. Ее называют ведомой спросом – она ориентирована на конкретного потребителя и обладает гораздо большей гибкостью, чем функциональная, способна более оперативно реагировать на изменения в запросах потребителя.
Рисунок 2
Такого рода структура предусматривает наличие чисто функциональных подразделений, например, бухгалтерии, отдела кадров и отделов, отвечающих за выпуск той или иной продукции или обслуживание определенной группы потребителей.
Рисунок 3
Он предусматривает такую организацию производственных или проектных групп, при которой из каждого специализированного (функционального) отдела берется несколько нужных для работы над данным проектом сотрудников. Структура, построенная по матричному принципу, изображена на следующем рисунке:
Рисунок 4
Она разрушает принцип единоначалия. Члены каждой проектной группы имеют двух руководителей. Менеджеры проектов отвечают за вклад конкретных сотрудников в проект, а менеджеры отделов ответственны за «инфраструктуру» (оплату труда, планирование карьеры сотрудников и т.п.) и за участие сотрудников в иных видах работ отдела, если это не противоречит интересам проектной группы. Матрица может быть использована как временное образование, таким образом, может быть структурирована и лишь часть организации. Матричный принцип организации дает следующие преимущества:
Ее использование способно вызвать следующие проблемы:
Возникнут ли эти проблемы – зависит от менеджеров. Матричный принцип структурирования требует от них очень высокой квалификации, единого понимания целей организации и сильной корпоративной культуры. Не стоит пытаться его использовать для решения простых задач или с неподготовленным для этого коллективом. Такую структуру можно применить как средство решения взаимосвязанных задач, имеющих высокую неопределенность, сложность и/или при необходимости экономии за счет эффективного использования ограниченных ресурсов.
Принимая решение о внедрении матричной структуры, помните, что она нарушает один из старых и проверенных принципов эффективного менеджмента: единоначалие. Недаром в древнем Китае прежде, чем приступить к военным действиям полководец спрашивал подтверждения своих властных полномочий у правителя.
Он во многом напоминает товарно-клиентско-
Рисунок 5
Опытный менеджер Ханс Виссема отмечает, что структурирование деятельности организации по принципу бизнес-единиц применяется в компаниях, стремящихся увеличить одновременно и конкурентоспособность, и прибыльность в условиях, для которых характерны все возрастающие внешние изменения и/или внутренние сложности.
Такой подход требует от менеджеров предпринимательского подхода к своим подразделениям. А это предусматривает обязательный элемент риска. Ведь предприниматели – люди, предрасположенные к тому, чтобы взять на себя риск, и во многом полагающиеся на собственную интуицию и опыт. Основная черта настоящих предпринимателей в том, что они осуществляют инновации, обладают творческим талантом для решения технических, коммерческих и финансовых проблем и обладают энергией для их «проталкивания». Поэтому управление «бизнес-единицами» может процветать только в атмосфере свободы, стабильности и надежности.
Внутренняя культура каждой бизнес-единицы должна подчеркивать идею команды, а корпоративная культура нужна, чтобы постоянно быть уверенным в том, что люди в корпорации помогают друг другу.
Необходимость соблюдения этих условий для перехода к структуре, основанной на бизнес-единицах, показывает проблематичность использования такого подхода для большинства российских предприятий. На Западе переход от функционального принципа организации к бизнес- единицам требует около полутора лет и это при условии проведения большой подготовительной работы. Хотя по словам немецкого специалиста Михаэля Обермайера перспективы структур, основанных на бизнес-единицах, выглядят довольно оптимистично:
«Не знаю, как быстро осуществится переход российских компаний к структурам, основанным на предпринимательских единицах, но это займет гораздо меньше времени, чем, кажется сейчас. Рынок слишком сложен для того, чтобы его мог понять и осмыслить один человек, поскольку события происходят на многих «фронтах» одновременно... Мы все время живем на грани хаоса, и ни одна компания не обладает достаточным количеством глаз, ушей, мозгов для того, чтобы все это централизовать наверху»9.
Итак, в настоящее время прослеживается явная тенденция к переходу многих западных фирм от функционального подхода к товарному, матричному или «предпринимательскому». Это вызвано в основном постоянно ускоряющимся темпом изменений во внешнем окружении каждой компании, жизненный цикл товаров постоянно сокращается, клиенты требуют все более индивидуализированного подхода к себе, своим потребностям. Поэтому фирмы вынуждены перестраивать свои ряды для того, чтобы быть ближе к потребителю, быстрее принимать решения, а значит и побеждать в конкурентной борьбе. При этом как правильно было отмечено в книге «Семь нот менеджмента» – эффективность типов структур можно сравнивать только для хорошо организованных структур и бессмысленно это делать в плохо организованных структурах, к какому бы типу они не относились.