Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:53, контрольная работа
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей.
1 . Понятие мотивации.
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей.
Мотивация, как один из методов функции управления персоналом, является составной частью процесса управления.
Современные теории
мотивации, основанные на результатах
психологических исследований, доказывают,
что истинные причины, побуждающие человека
отдавать работе все силы, чрезвычайно
сложны и многообразны. По мнению одних
учёных, действие человека определяется
его потребностями.
Придерживающиеся другой позиции исходят
из того, что поведение человека является
также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.
Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.
Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
Таким образом, задача менеджера, который должен мотивировать рабочих в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Термин «удовлетворение потребностей» отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание выполнено.
Практический менеджмент
опирается на определённые теории мотивации,
которые могут быть разделены на две группы.
Содержательные теории пытаются выяснить
причины того или иного поведения человека.
Часто их называют
«теории потребностей». Процессуальные
теории ставят во главу угла вопрос о том,
как возникает тот или иной тип поведения,
что его направляет, поддерживает и прекращает.
2. Мотивационный
процесс.
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов.
Первый — возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности: физиологические; психологические; социальные.
Второй этап — поиск путей обеспечение потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
Третий этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.
Четвертый этап — реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.
Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.
Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Перед нами представлена схема мотивационного процесса:
Возникновение потребностей
|
Поиск путей устранения потребностей
|
Определение направления действия
|
Реализация действия
|
Осуществление действия за получение
|
Вознаграждения
|
Устранение потребностей
Схема 2.1 - мотивационный процесс.
Очень непросто выявить,
какие мотивы являются ведущими в мотивационном
процессе конкретного человека в конкретных
условиях. Знание логики процесса мотивации
не обеспечивает решающих преимуществ
в управлении данным процессом. Здесь
немаловажным фактором является не очевидность
мотивов.
Можно догадываться, какие мотивы преобладают,
но в конкретном виде их вычленить достаточно
трудно.
4. Процессуальные теории мотивации.
4.1 Теория ожидания В. Врума.
Большинство современных процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что направление их усилий на достижение целей организации приведёт к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях:
1. ожидания в
отношении «затраты труда - результатов»
(З-Р) - это соотношение между
2. ожидания в
отношении «результатов-
3. третий фактор,
определяющий мотивацию в
А. Ожидания в отношении затрат труда - результатов.
Когда человек спрашивает себя, «В какой степени я могу ожидать, что мои усилия приведут к количественным и качественным результатам, которые нужны моему менеджеру?», то ответ на него выражается термином «ожидания в отношении «затраты труда - результаты»». Чем сильнее ожидание, что усилия приведут к желаемому результату, тем больше вероятность, что этот человек качественно выполнит поставленную перед ним задачу.
Б. Ожидания в отношении «результаты труда - вознаграждение».
После того, как служащий
оценит ясность того, что он сможет выполнять
данную работу успешно, он задаёт себе
вопрос: «Если я должным образом выполню
эту работу, какого я могу ожидать вознаграждения,
соответствует ли оно тому вознаграждению,
которое я хочу получить?». Неуверенность
возникает в том случае, когда рабочий
вынужден полагаться на других при раздаче
обещанных вознаграждений. Чем крепче
уверенность рабочего в том, что менеджер
выплатит обещанное им вознаграждение,
тем выше вероятность того, что рабочий
станет усердно выполнять задание, данное
им менеджером. В теории ожидания эту вероятность
называют «ожидания в отношении «результаты
- вознаграждение»».
При определении того,
насколько рабочий уверен в том, что менеджер
выплатит ему вознаграждение, важную роль
играют несколько факторов. Во- первых,
уверенность возрастает, если обещания
менеджера ясны и определённы.
Во-вторых, уверенность возрастает, если
рабочий знает, что менеджер действительно
обладает полномочиями по обеспечению
желаемого вознаграждения.
В. Ценность вознаграждения.
Даже если служащие уверены в том, что они могут выполнять ту работу, которую от них ждёт менеджер, и что они получат обещанное им вознаграждение, они всё равно задают себе, возможно, наиболее трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу получить, будет ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли я с его помощью удовлетворить свои основные потребности?». Согласно теории ожидания ответ на этот вопрос заключается в измерении ценности вознаграждения.
Ценность вознаграждения, является наиболее важным элементом теории мотивации и, к сожалению, не всегда берётся в расчёт менеджерами.
Самая «популярная»
проблема, возникающая по поводу ценности
вознаграждения, заключается в том, что
люди редко уделяют достаточно времени
и внимания тщательной оценке своих потребностей.
Более того, т.к. за деньги действительно
можно купить множество вещей, которые
способны удовлетворить самые разные
потребности, подчинённые очень часто
входят в заблуждение и начинают верить,
что деньги - это самое лучшее вознаграждение.
Такие идеи приводят к разочарованию и
неудовлетворению.
Служащие, которые пытаются получить удовлетворение
от работы только с помощью денег, часто
страдают от недостатка самоуважения,
чувства невостребованности своего интеллекта,
навыков и способностей.
Г. Валентность.
Маслоу использовал
термин «доминирование» для определения
общего уровня потребностей, удовлетворение
которых будет руководить действиями
людей. Но как менеджеру определить, какое
из многочисленных вознаграждения является
на данный момент средством удовлетворения
потребностей того или иного подчинённого?
Чтобы ответить на этот вопрос, Врум использует
термин
«валентность» для определения силы предпочтения
того или иного вознаграждения.
По Вруму, валентность
- это мера ценности или приоритетности.
Валентность вознаграждения измеряется
от высоко положительной (1.00) до строго
отрицательной (-1.00). Хотя понятие валентности
является довольно абстрактным, оно позволяет
людям сравнивать свои запросы. На основе
общих теоретических предпосылок Врумом
была построена модель теории ожидания.
Основу модели теории ожидания составляют четыре вышеперечисленные концепции. Мотивация человека направлена на комбинацию ожиданий, ценного и валентного вознаграждения, которая обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей. Теория ожидания Врума предлагает несколько советов по улучшению действий менеджеров.
- Процесс сравнения
потребностей подчинённых с
- Подчинённым часто
требуется помощь, чтобы осознать
связь между затраченными
- Так как для
разных людей приоритетными
- Менеджеры должны
усилить мотивационный
2. Теория справедливости.
Теория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом, постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:
1. «Что я даю
организации?» этот вклад
2. «Какое вознаграждение
я получу, особенно по сравнению
с вознаграждением других