Содержание
Введение
Неотъемлемой частью
рыночной экономики является
институт банкротства. Он
служит мощным стимулом
эффективной работы предпринимательских
структур, гарантируя одновременно экономические
интересы кредиторов, а также
государства как общего регулятора
рынка.
В любой цивилизованной стране
с развитой экономической системой одним
из основных элементов механизма правового
регулирования рыночных отношений является
законодательство о несостоятельности
(банкротстве). В настоящий момент нашей
рыночной экономике присущи такие явления
как спад промышленности, экономический
кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение
денежно-кредитных отношений, что, несомненно,
приводит к несостоятельности хозяйствующих
субъектов. И перед предпринимателями
встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися
предприятиями.
Актуальность и практическая
значимость темы обусловлена рядом причин.
Во–первых, в настоящее время,
в экономике ключевой проблемой является
кризис неплатежей, и добрую половину
предприятий следовало уже давно объявить
банкротами, а полученные средства перераспределить
в пользу эффективных производств, что,
несомненно, бы способствовало оздоровлению
рынка.
Во–вторых, с проблемой банкротства
предприятий юристам приходится с каждым
днем сталкиваться все чаще, а литературы,
подробно освещающей данный вопрос, пока
недостаточно.
Целью данной работы является
раскрытие сущности банкротства предприятий
и предпринимателей. Данная цель достигается
посредством выполнения ряда поставленных
задач:
- раскрыть понятие и
признаки несостоятельности (банкротства);
- охарактеризовать процедуры
банкротства, как предприятий, так
и предпринимателей.
Понятие
несостоятельности (банкротства).
Понятие
и признаки несостоятельности (банкротства)
Банкротство в ст. 2 Закона о
несостоятельности (банкротстве) определяется
как признанная арбитражным судом или
объявленная должником неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей1.
Закон о несостоятельности
(банкротстве) от 2002г. в определении банкротства
(ст. 2) оставляет лишь внешний признак
банкротства. Однако следует отметить,
что в ст. 3 того же Закона указаны некоторые
различия в признаках банкротства юридических
лиц и граждан.
В отношении юридических лиц
сохраняется лишь внешний признак банкротства.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона юридическое лицо
считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или), обязанности не
исполнены им в течение 3 месяцев с момента
наступления даты их исполнения, если
иное не установлено законом.
В отношении граждан, в том числе
зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей, сохраняется все-таки
второе условие банкротства – сумма обязательств
гражданина должна превышать стоимость
принадлежащего ему имущества.
Закон о несостоятельности
(банкротстве) от 2002 г. расширяет круг действия
законодательства о банкротстве - он распространяется
на физических лиц, не являющихся предпринимателями,
и на все юридические лица.
Новым Законом введена статья
о составе и размере денежных обязательств
и обязательных платежей (ст. 4).
Прежде четко законодательно
не определялось, входят ли в сумму задолженности
штрафные санкции.
Новый Закон в п. 2 ст. 4 устанавливает,
что для определения наличия признаков
банкротства должника принимается во
внимание размер денежных обязательств,
в том числе размер задолженности за переданные
товары, выполненные работы и оказанные
услуги, суммы займа с учетом процентов,
подлежащих уплате должником. Подлежащие
уплате за неисполнение или ненадлежащее
исполнение денежного обязательства неустойки
(штрафы, пени) не учитываются при определении
размера денежных обязательств. Кроме
того, согласно п. 2 ст. 4 нового Закона размер
обязательных платежей также принимается
во внимание без учета установленных законодательством
РФ штрафов (пени) и иных финансовых санкций.
Следует также отметить, что
в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о несостоятельности
(банкротстве) в размер задолженности
не входят обязательства должника перед
гражданами, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда
жизни и здоровью, обязательства по выплате
вознаграждения и обязательства перед
учредителями (участниками) должника -
юридического лица, вытекающие из такого
участия2.
Таким образом, с введением
указанных норм в законодательстве о банкротстве
устранен источник возникновения множества
спорных вопросов при рассмотрении в судах
дел данной категории.
Производство по делу о банкротстве
может быть возбуждено арбитражным судом
при условии, что требования к должнику
- юридическому лицу в совокупности составляют
не менее ста тысяч рублей, к должнику
- гражданину - не менее десяти тысяч рублей,
а также имеются иные признаки банкротства.
В ст. 36 Закона о несостоятельности
(банкротстве) четко определяется, что
заявление кредитора может быть основано
на объединенной задолженности по различным
обязательствам, и кредиторы вправе объединить
свои требования к должнику и обратиться
в суд с одним заявлением кредитора. Подобное
заявление подписывается кредиторами,
объединившими свои требования.
Также важно отметить, что в
ст. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве)
юридическое лицо считается неспособным
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей,
если соответствующие обязательства и
(или), обязанность не исполнены им в течение
трех месяцев с даты, когда они должны
были быть исполнены.
В российских условиях нередки
случаи, когда предприятие не может расплатиться
с кредиторами потому, что ему не отдали
долги дебиторы. В Законе при определении
признаков банкротства не предусмотрено
наличие у предприятия дебиторской задолженности.
Банкротство
предприятий
Процедуры банкротства предприятий
можно разделить на две группы: внесудебные
и судебные. В свою очередь, внесудебные
процедуры подразделяются на досудебную
санацию или финансовое оздоровление
(глава II Закона о несостоятельности (банкротстве).
Меры по предупреждению
банкротства организаций
В случае возникновения признаков
банкротства руководитель должника обязан
направить учредителям (участникам) должника,
собственнику имущества должника - унитарного
предприятия сведения о наличии признаков
банкротства.
Учредители (участники) должника,
собственник имущества должника - унитарного
предприятия, федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления обязаны принимать
своевременные меры по предупреждению
банкротства организаций.
В целях предупреждения банкротства
организаций учредители (участники) должника,
собственник имущества должника - унитарного
предприятия до момента подачи в арбитражный
суд заявления о признании должника банкротом
принимают меры, направленные на восстановление
платежеспособности должника. Меры, направленные
на восстановление платежеспособности
должника, могут быть приняты кредиторами
или иными лицами на основании соглашения
с должником.
Санация
Учредителями (участниками)
должника, собственником имущества должника
- унитарного предприятия, кредиторами
и иными лицами в рамках мер по предупреждению
банкротства должнику может быть предоставлена
финансовая помощь в размере, достаточном
для погашения денежных обязательств
и обязательных платежей и восстановления
платежеспособности должника.
Предоставление финансовой
помощи может сопровождаться принятием
на себя должником или иными лицами обязательств
в пользу лиц, предоставивших финансовую
помощь.
В целях сокращения судебных
расходов, по нашему мнению, целесообразно
применять внесудебное финансовое оздоровление
неплатежеспособных предприятий. Однако,
в Законе этому уделено достаточно мало
внимания.
Порядок
обращения в суд
Юридическое лицо считается
неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или), обязанность не
исполнены им в течение трех месяцев с
даты, когда они должны были быть исполнены.
Производство по делу о банкротстве
может быть возбуждено арбитражным судом
при условии, что требования к должнику
- юридическому лицу в совокупности составляют
не менее ста тысяч рублей.
Заявление должника подается
в арбитражный суд в письменной форме.
Указанное заявление подписывается руководителем
должника - юридического лица или лицом,
уполномоченным в соответствии с учредительными
документами должника на подачу заявления
о признании должника банкротом.
Для возбуждения дела о банкротстве
по заявлению конкурсного кредитора или
по заявлению уполномоченного органа
по денежным обязательствам перед бюджетом
(налогам, сборам, таможенным платежам)
принимаются требования, подтвержденные
вступившим в законную силу решением суда,
арбитражного суда или третейского суда.
В свою очередь, требования
уполномоченных органов об уплате обязательных
платежей в бюджет принимаются во внимание
для возбуждения дела о банкротстве, если
они подтверждены решением налогового
или таможенного органа о взыскании задолженности
за счет имущества должника. При этом право
на обращение в арбитражный суд возникает
у уполномоченного органа по истечении
30 дней с даты принятия решения налогового
органа, таможенного органа о взыскании
задолженности за счет денежных средств
или иного имущества должника либо вступившим
в законную силу решением суда или арбитражного
суда.
Прежде чем возбудить процедуру
о признании предприятия банкротом, заинтересованный
кредитор должен сначала в суде подтвердить
правоту своих требований, дождаться вступления
в законную силу судебного акта, и только
после этого возбудить процедуру банкротства.
Тем самым существенно усилены гарантии
прав должника от действий недобросовестных
кредиторов, поскольку теперь процессу
банкротства предшествует судебный процесс,
проверяющий обоснованность претензий
кредитора. В том случае, если претензии
кредитора обоснованны, у должника имеется
достаточно времени, чтобы их выполнить,
например, заключив мировое соглашение
в ходе судебного процесса о взыскании
долга.
При рассмотрении дела о банкротстве
должника - юридического лица применяются
следующие процедуры:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Арбитражные
управляющие
В процессе банкротства огромное
значение имеет фигура арбитражного управляющего.
Арбитражный управляющий назначается
арбитражным судом и осуществляет в отношении
должника организационные и управленческие
функции в рамках процедуры банкротства.
Арбитражным управляющим признается
гражданин Российской Федерации, являющийся
членом одной из саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих. Он является
субъектом профессиональной деятельности
и осуществляет профессиональную деятельность,
занимаясь частной практикой3.
Деятельность арбитражного
управляющего в деле о банкротстве не
является предпринимательской деятельностью.
Арбитражный управляющий вправе заниматься
иными видами профессиональной деятельности,
а также предпринимательской деятельностью,
при условии, что такая деятельность не
влияет на надлежащее исполнение возложенных
на него обязанностей в деле о банкротстве
и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный
управляющий вправе быть членом только
одной саморегулируемой организации арбитражных
управляющих.
При осуществлении наблюдения
им является временный управляющий, при
финансовом оздоровлении - арбитражный
управляющий, при внешнем управлении -
внешний управляющий, при конкурсном производстве
- конкурсный управляющий.
В Законе N 127-ФЗ введены новые
нормы в отношении арбитражных управляющих:
1) дополнительные профессиональные
требования;
2) меры ответственности
за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;
3) обязательное страхование
ответственности;
4) в процесс банкротства
введены саморегулируемые организации
арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий
в деле о банкротстве имеет право:
- созывать собрание кредиторов;
- созывать комитет кредиторов;
- обращаться в арбитражный
суд с заявлениями и ходатайствами;
- получать вознаграждение;
- привлекать для обеспечения
возложенных на него обязанностей в деле
о банкротстве на договорной основе иных
лиц с оплатой их деятельности за счет
средств должника;
- запрашивать необходимые сведения
о должнике, принадлежащем ему имуществе,
в том числе об имущественных правах, и
об обязательствах должника у физических
лиц, юридических лиц, государственных
органов и органов местного самоуправления;
- подать в арбитражный суд заявление
об освобождении от исполнения возложенных
на него обязанностей в деле о банкротстве.
Арбитражный управляющий
в деле о банкротстве обязан:
- принимать меры по защите имущества
должника;
- анализировать финансовое состояние
должника и результаты его финансовой,
хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов,
за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
- предоставлять реестр требований
кредиторов лицам, требующим проведения
общего собрания кредиторов, в течение
трех дней с даты поступления требования;
- в случае выявления признаков
административных правонарушений и (или)
преступлений сообщать о них в органы,
к компетенции которых относятся возбуждение
дел об административных правонарушениях
и рассмотрение сообщений о преступлениях;
- предоставлять собранию кредиторов
информацию о сделках и действиях, которые
влекут или могут повлечь за собой гражданскую
ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять
расходы, связанные с исполнением возложенных
на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного
и фиктивного банкротства.