Понятие несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Файлы: 1 файл

риск-менеджмент.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

Договор страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Согласно п.2 ст.24.1 Закона N 127-ФЗ минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве. В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, он отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.

    1. Обязанности организации-должника

Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст.8 Закона N 127-ФЗ).

Вместе с тем в ст.9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:

1) удовлетворение требований  одного или нескольких кредиторов  приводит к невозможности исполнения  должником денежных обязательств, а также обязанности по уплате  платежей в бюджет в полном  объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным  на принятие решения о ликвидации  должника, принято решение об  обращении в арбитражный суд  с заявлением должника;

3) обращение взыскания  на имущество должника существенно  осложнит или сделает невозможным  хозяйственную деятельность должника;

4) органом должника, уполномоченным  в соответствии с его учредительными  документами на принятие решения  о ликвидации должника, принято  решение об обращении в арбитражный  суд с заявлением должника;

5) должник отвечает признакам  неплатежеспособности и (или) признакам  недостаточности имущества.

При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.

    1. Процедуры банкротства предприятия – должника

      1. Наблюдение

Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в ст.64 Закона N 127-ФЗ.

Так, органы управления должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (несколько взаимосвязанных между собой сделок):

- если они связаны с  приобретением или отчуждением  имущества должника, балансовая  стоимость которого составляет  более 5 процентов балансовой стоимости  активов должника на дату введения  наблюдения;

- если они связаны с  получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом  долга, учреждением доверительного  управления имуществом должника.

Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических  лиц или об участии должника  в иных юридических лицах;

- о создании филиалов  и представительств;

- о выплате дивидендов  или распределении прибыли должника  между его учредителями;

- о размещении должником  облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг, за исключением  акций;

- о выходе из состава  учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных  группах и иных объединениях  юридических лиц;

- о заключении договоров  простого товарищества.

Компетенция первого собрания кредиторов определена в ст.73 Закона N 127-ФЗ.

      1. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление включено в перечень процедур банкротства, установленный в ст.27 Закона N 127-ФЗ применительно к юридическим лицам. Смысл данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет. Так установлено в п.п.1 и 6 ст.80 Закона N 127-ФЗ.

Инициаторами введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления могут быть несколько категорий лиц. Во-первых, сам должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Во-вторых, третьи лица, например контрагенты должника (п.1 ст.78 Закона N 127-ФЗ).

Согласно ст.76 Закона N 127-ФЗ, ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Кроме того, при таком ходатайстве должен прилагаться ряд документов, перечень которых определен в п.5 ст.77 Закона N 127-ФЗ. К таким документам относятся: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

В период финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Так, в соответствии с п.3 ст.82 Закона N 127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

- связаны с приобретением  или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого  составляет более 5 процентов балансовой  стоимости активов должника на  последнюю отчетную дату, предшествующую  дате заключения сделки;

- влекут за собой выдачу  займов (кредитов), выдачу поручительств  и гарантий, а также учреждение  доверительного управления имуществом  должника.

Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления должника должны согласовывать с административным управляющим. К таким действиям относятся сделки, которые:

- влекут за собой увеличение  кредиторской задолженности должника  более чем на 5 процентов суммы  требований кредиторов на дату  введения финансового оздоровления;

- связаны с приобретением  или отчуждением имущества должника, за исключением реализации имущества  должника, реализуемого им в процессе  обычной хозяйственной деятельности;

- влекут за собой уступку  прав требований, перевод долга;

- влекут за собой получение  займов, кредитов.

Необходимо отметить, что сделки должника, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст.82 Закона N 127-ФЗ, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:

- баланс должника на  последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и  убытках должника;

- документы, подтверждающие  погашение требований кредиторов.

      1. Внешнее управление

Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов. Так, на основании принятого им решения арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего на основании вынесенного судом определения.

В Законе N 127-ФЗ введены меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

1) увеличение уставного  капитала должника за счет  взносов участников и третьих  лиц;

2) размещение дополнительных  обыкновенных акций должника;

3) замещение активов должника.

Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет, за исключением следующих случаев, когда:

- собранием кредиторов  принято решение об утверждении  или изменении плана внешнего  управления, срок которого не  превышает максимальный срок  внешнего управления;

- собранием кредиторов  по результатам подведения итогов внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, не превышающий максимальный срок внешнего управления.

В этих случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.

      1. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего, а также определяет размер его вознаграждения.

Информация о работе Понятие несостоятельности (банкротства)