Понятие организации и ее признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций. Исходя  из всего этого данная работа предполагает решение следующих  задач:(изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию; рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности; исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии).
     

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ………………………4
1.1 Понятие и сущность организации……………………………………..4
1.2 Классификация организации…………………………………………...5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ………………………………..6
2.1Внутренняя и внешняя среда организации………………………….…6 2.2 Законы организации…………………………………………………….7
3. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………...10
3.1 Современные тенденции в развитии организаций…………………..10
3.2 Типы организаций……………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....17

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 58.98 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3  1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ………………………4

1.1 Понятие и сущность организации……………………………………..4

1.2 Классификация организации…………………………………………...5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ………………………………..6

2.1Внутренняя и внешняя среда организации………………………….…6    2.2 Законы организации…………………………………………………….7

3. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………...10

3.1 Современные тенденции в развитии организаций…………………..10

3.2 Типы организаций……………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....17

 

ВВЕДЕНИЕ            Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Общество  состоит из огромного количества различных организаций. Большинство  людей всю свою сознательную жизнь  связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт. Подавляющее число членов общества входят в одну или несколько организаций.   Тема  данного реферата актуальна, поскольку  изучение понятия организации, ее признаков и структуры позволяет определить место организации в обществе, способствует ее укреплению и развитию, что в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач организации.  Целью данной работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций. Исходя  из всего этого данная работа предполагает решение следующих  задач:(изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию; рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности; исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии).      

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ        1.1 Понятие и сущность организации        Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.         Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:       -изготовление продукции;         -передача ее во внешнюю среду.        -получение ресурсов из внешнего окружения;       Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов.        Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:  
1) представляет  собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей   и задач;  
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;  
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет    их действия;  
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации;    Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы.

 

1.2 Классификация организации         Организации, составляющие основу любой цивилизации. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:             - нахождение сходных организаций по каким либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;    - возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;            - принадлежность организации к тои или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.        Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по  определенным  критериям. На основании критерия формализации выделяются:          а) формальные организации - имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;           б) неформальные организации - функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ       2.1 Внутренняя   и   внешняя    среда организации     Совокупность  внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.        Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.           Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.       Организации всегда приходится действовать с  учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).     

Так, при стабильном окружении у организации  преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех. При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности. При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры). При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков .          Поскольку ограниченность ресурсов трудноопределима, особенно в краткосрочном периоде, наделе организация может реагировать  лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

 

2.2 Законы организации          Законы организации имеют в своем составе общие и особые части. Общая – имеет механизм действующий независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особая это та, которая не меняет его сути, но отражает особенности организации как социальной системы, например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки и др.       Деятельность организации подчинена действию закона синергии (лат sinergos — вместе действующее). Сущность его проявляется в том, что возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных частей. Практическое подтверждение действия этого закона видно уже в простой кооперации труда, а впоследствии в возникновении фабрик, заводов, их объединений в еще более крупные организации — тресты, синдикаты, концерны. Созданы и сегодня действуют такие крупные межгосударственные организации, как Международный валютный фонд или Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая мощь подобных организаций может превосходить потенциал даже некоторых государств. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.   Второй  закон организации - закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а, следовательно, существенно увеличить общий организационный потенциал.    Третий  закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Пропорциональность организации проявляется как обязательное условие ее нормальной работы. Количество функциональных отделов, служб и управлений должно соответствовать предназначению этой организации, ее целям и задачам; численность машин, механизмов, производственного и обслуживающего персонала, сырья и энергии и т. д. могут эффективно действовать только тогда, когда есть необходимое количественное и качественное соответствие между ними. Закон пропорциональности в организации связан с планомерностью, т. е. конкретными действиями людей, поддерживающими необходимые для организации пропорции. Сотрудники организации рационально и научно обоснованно планируют поставки, производство и сбыт, финансовую деятельность, кадровые вопросы, занимаются стратегическим планированием и т. д. Если же их действия не соответствуют закону пропорциональности, то возникает угроза разрушения и даже гибели организации.     Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит  в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней  подцелями.         Пятый закон организации - закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как  целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости, например, конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использования ресурсов; расширение сферы деятельности. Самосохранение  обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.          Шестой закон организации - закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. Наконец, седьмой закон организации - закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.     Применительно к организации закон онтогенеза действует в течение всех периодов ее жизни, начиная с создания и роста, потом процветания, достижения максимума возможностей своего потенциала и до упадка и разрушения. Таким образом, законы и закономерности жизни организаций проявляют себя с различной степенью интенсивности, неотвратимости и взаимосвязи. Быстрота, последствия разрушительных и созидательных явлений и событий в определенной мере зависят от видов организации и сфер их деятельности, форм собственности, методов управления и других хозяйственных и правовых условий

 

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ        3.1 Современные тенденции в развитии организаций      В последние годы наблюдаются новые мировые тенденции в функционировании и развитии организаций. Важнейшая из них – это принципиальное снижение значимости иерархий, переход от жестких (вертикальных) структур к мягким, самоорганизованным, (горизонтальным), характеризующимся значительной автономностью. Проявляется также бифуркационность траекторий развития организаций, наличие, наряду с технологической постоянной траекторией, ограниченной оргструктурами и строго определенными функциями, также институционально-контрактной временной горизонтальной траектории, ограниченной только законодательными актами и контрактами. При этом в одной организации используются одновременно с традиционной, формальной оргструктурой также неформальные, временно функционирующие группы, по существу горизонтальные структуры, так называемые бизнес-группы, без административного подчинения. Кроме того, информатизация общества разрушила замкнутость организаций и сделала малоэффективными те, которые использовали это качество (механистические, корпоративные). Одновременно с этим способствовала образованию организаций, чутко воспринимающих изменения внешней среды, оперативно реагирующих на запросы потребителей.         Эдхократические организации характеризуются применимостью к нестандартным и сложным работам, использованием власти, основанной на знаниях и компетентности, а не на позиции в иерархии. В этой организации средства достижения целей выбирают исполнители. Каждый непосредственно отвечает за свои действия. Здесь индивид испытывает сильное давление извне, которое несколько ослабляется групповой работой, создающей чувство общности. В такой организации формальности сводятся до минимума, что относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям и т.п. Организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, ее вершина – качественное выполнение работы и умение решать проблемы.

Структура этой организации  имеет органическую основу и четко  не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Части структуры  сохраняются в небольших размерах и постоянно меняются.В двумерных моделях построения организаций (матричной, дивизиональной) двумя измерениями были ресурсы и результаты, с ориентацией на которые происходило одновременное объединение работ в форме матричных ячеек. Однако за границами их оставались такие переменные, как территория, рынок и потребитель. При добавлении этого третьего измерения появляется многомерная организация. Основой ее является автономная рабочая группа, обычно получающая статус центра прибыли и одновременно выполняющая три задачи: обеспечение основной (производственной или иной) деятельности ресурсами; производство продукта или услуги; обслуживание конкретного потребителя. Такая модель создает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, одновременно использует эффект синергии и экономию на масштабе деятельности.            На самом деле трудно создать организацию, которая устраивала бы всех ее членов и адекватно мотивировала их деятельность. Данная проблема решается, если им предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы, что в корне отличает партисипативные организации. Это участие работников всех уровней в управлении предполагает: участие в принятии решений; участие в установлении целей; участие в решении проблем. При этом выделяются следующие степени участия в управлении: выдвижение предложений; выработка альтернатив; выбор окончательного решения. Первая степень не требует введения структурных изменений. Вторая – требует уже появления специальных структур (временных или постоянных комитетов или комиссий). Третья степень предполагает участие в управлении специальных советов научно-технического и экономического характера. Решения их нередко бывают обязательными для руководителей, при которых они созданы. В их состав входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя, более низкого уровня.

Предпринимательская организация. Она ориентирована на рост и больше рассчитывает на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Это  зачастую осуществляется на краткосрочной  основе. Контроль за ресурсами носит  обычно опосредованный характер (аренда, займ и т.п.). Деятельность организации оценивается на основе эффективности. Предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации.  Структура управления характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением (рис. 4.9). Она представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство организации, меняющее не только место, но и основные функции. Главной обязанностью его является поддержка усилий работников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень включает три основных блока. Ключевой – это ресурсы, задача его – обеспечение ресурсами работников, делающих бизнес. Второй – это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий состоит из консультантов, помогающих опытом и интуицией делать бизнес. На вершине пирамиды – делающие бизнес автономные предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок. Они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами. Такое построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю. Организация, ориентированная на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой (рынком) это органический тип организации, быстро адаптирующейся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо дивизиональная, либо матричная структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией – индивидуалистский тип. Принципиальным отличием является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась часть организации, то здесь – все ее части. Здесь значительные усилия прилагаются для приспособления продукта к потребителю. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает – потребителями. Это требует уменьшения числа уровней управления и передачи ответственности на нижние уровни, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

 

3.2 Типы организаций           1. Эдхократические организации – это организации, которые используют высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы.     Эдхократия – это управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.  Особенности эдхократических организаций:             1) работа в областях с высокими технологиями, требующие высокой квалификации, и инновационности;         2) творчества органическая структура с преобладанием неформальных, горизонтальных связей;           3) иерархическое построение организации постоянно изменяется;    4) отсутствует жёсткая привязка человека в какой-то одной работе;    5) принятие решений, власть, системы вознаграждения основаны на экспертной власти;              6) риск и вознаграждения делятся между участниками трудового процесса;  7) контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.         2. Многомерные организации – это рабочие группы или подразделения, которые самостоятельно и одновременно выполняют определённое количество функций:            -обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;            -производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;        -обеспечивают сбыт своей продукции.       Такие группы имеют статус «центров прибыли» и в отдельных случаях могут стать самостоятельными компаниями.      Особенности многомерных организаций:       1) бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями;  2) нет двойного подчинения (как в матричной организационной структуре); 3) отсутствует необходимость к проведению каких-либо реорганизаций, подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать;  4) каждая часть организации может быть полностью автономной, она занимается набором кадров, продажами готовой продукции и т.д.;   5) основной показатель эффективности работы автономных групп – это получаемая прибыль, что упрощает анализ и контроль за деятельностью организации, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

Информация о работе Понятие организации и ее признаки