Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:37, курсовая работа
В условиях рыночной конкуренции актуальность отбора персонала и последующая их адаптация стала одним из главнейших факторов, который определяет выживание и экономическое положение малых предприятиях.
Сегодня предприятия предпринимают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
Введение
1 Теоретические аспекты отбора и набора персонала
1.1 Понятие отбора персонала
1.2 Источники набора кадров
1.3 Принципы отбора персонала
1.4 Критерии отбора персонала
1.5 Методы отбора персонала
1.5.1 Предварительная отборочная беседа
1.5.2 Анкетирование
1.5.3 Собеседование
1.5.4 Тестирование
1.5.5 Проверка рекомендаций и послужного списка
1.5.6 Испытательный срок
1.5.7 Процедура приема на работу
1.6 Влияние системы отбора кадров на эффективность деятельности предприятия
2 Аналитическая часть
2.1 Характеристика ОАО Концерн «Аксион»
2.2 Характеристика персонала предприятия
2.3 Система отбора персонала, применяемая на предприятии
2.4 Пути усовершенствования системы отбора персонала
Заключение
Список используемых литературных источников
За прошедшие десятилетия конструкторско-технологической службой накоплен богатый опыт в разработке новых приборов и устройств по разным направлениям. Высокое качество и надежность приборов подтверждается грамотами и дипломами различных выставок и конкурсов, российских и международных.
Финансовое состояние организации, её устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заёмных средств) и от оптимальности структуры активов организации, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации. Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели
№ |
Показатель |
2008г. |
2009г. |
Изм-е в % (+/-) |
|
1 |
Объем продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
631157 |
355122 |
56,2 |
|
2 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
620040 |
527071 |
85 |
|
3 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
571318 |
370476 |
64,8 |
|
4 |
Валовая прибыль |
80141 |
13563 |
16,9 |
|
5 |
Чистая прибыль |
5572 |
8987 |
62 |
|
6 |
Рентабельность ТП, % |
8 |
3,1 |
2,5 |
|
7 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
763 |
536 |
70,2 |
|
8 |
Производительность труда работников, тыс. руб. |
898,2 |
618,8 |
68,8 |
|
9 |
Средняя заработная плата (месячная), тыс. руб. |
14318 |
12712 |
88,7 |
|
10 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
131095 |
81764 |
160,3 |
|
Объем реализуемой продукции в 2009 году снизился по сравнению с 2008 на 43,8% в денежном выражении на 246035 тыс. рублей.
Выручка от реализации является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, которая включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта. За счет снижения объема реализуемой продукции, снизилась выручка от реализации на 15 %.
Себестоимость реализованной продукции - затраты на производство продукции и услуг, выручка от реализации которых получена в течение отчетного периода. Себестоимость реализованной продукции включает прямые затраты труда, сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.
Снижение затрат на 1 рубль продукции обусловлено опережающим ростом выручки от реализации продукции над ростом затрат. Реализация продукции выросла на 85,0% (527071:620040), а затраты по стоимости - на 64,8 % (571318:370476).
Также были проведены мероприятия по повышению технического уровня производства. Они включали в себя внедрение новой прогрессивной технологии, улучшилось использование и применение новых видов сырья, что повлияло на снижение себестоимости реализованной продукции.
Выручка (валовая прибыль) от реализации продукции (работ, услуг) включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий, строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях. Показатели выручки снизились в 2009 году по сравнению с 2008 на 66578 тыс. рублей. В процентном соотношении это составило 83,1%. Это снижение обусловлено падением объемов производства и реализации продукции.
В планы будущей деятельности ОАО Концерн «Аксион» входит повышение финансово-экономических результатов деятельности, наращивание капитализации, разработка и внедрение новых производственных технологий.
Планируется увеличить объемы производства по отдельным видам деятельности. К числу таких видов следует отнести производство медтехники, бытовой техники, средств связи, общую коммерческую деятельность, оптовую и розничную торговлю произведенной продукции, инвестиционную деятельность.
В перспективе намечается модификация и модернизация существующих изделий, улучшение качества выпускаемой продукции. Специалистами организации разрабатываются новые модели бытовой техники и систем связи, которые по многим параметрам не уступают зарубежным аналогам.
Основными источниками финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ останутся доходы от реализации работ и услуг непромышленного характера, включая доходы от коммерческой деятельности.
В перспективе у ОАО Концерн «Аксион» совершенствование структуры управления всеми предприятиями, которое позволило бы сократить сроки принятия решений.
2.2 Характеристика персонала предприятия
Эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от его персонала. Персонал предприятия - лица, являющиеся наемными работниками, то есть заключившие трудовой договор с работодателем. В состав включаются также собственники или совладельцы предприятия, если они участвуют в деятельности предприятия своим личным трудом и получают соответствующую оплату.
Весь персонал можно разделить на две категории:
* промышленно-производственный
* непромышленный персонал. В основном
это работники жилищно-
К тому же, согласно “Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов”, все занятые на предприятии подразделяются на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие (основные, вспомогательные), младший обслуживающий персонал, охрана. Основанием для отнесения работника к той или иной категории является занимаемая должность.
Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (отделов, служб). К ним относятся, например, директор, начальник, главный бухгалтер, главный инженер и другие.
Специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и иными работами, требующими специальных знаний по профессии. К ним относятся, например, бухгалтер, инженер, экономист, нормировщик и другие.
Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся, например, делопроизводитель, секретарь и другие.
Рабочие - лица, которые непосредственно заняты в процессе создания материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и другие.
Рабочие, занятые в основном производстве предприятия, относятся к основным, занятые же во вспомогательных цехах и выполняющие в основных цехах различные функции по обслуживанию рабочих мест (наладка, ремонт, транспортировка, технический контроль и хранение и другие) относятся к вспомогательным.
Младший обслуживающий персонал (МОП) - уборщики служебных помещений, уборщики территорий, курьеры, гардеробщики, дворники.
Работники охраны - лица, осуществляющие функции охраны (вахтерской, сторожевой, пожарной и других видов): сторож, контролеры контрольно-пропускных пунктов, пожарные.
Рассмотренные категории персонала в численном выражении образуют структуру персонала. Анализ численности персонала позволяет установить степень обеспеченности предприятия кадрами, эффективность использования трудовых ресурсов; разработать меры, направленные на совершенствование структуры кадров, а также рассмотреть динамику, как общей численности персонала, так и отдельно по его категориям. Анализ численности персонала предприятия представлен в таблице 4. Более наглядно анализ представлен на рисунке 2.
При анализе численности работающих наряду с определением степени выполнения плана и динамики за ряд лет, важно выявить соотношение между отдельными категориями работников и сопоставить их с нормативными данными.
Таблица 4 - Анализ структуры персонала за 2008-2009гг.
Категории персонала |
2008 |
2009 |
|||
чел. |
уд. вес,% |
чел. |
уд. вес,% |
||
1. Руководители |
58 |
7,6 |
54 |
10,07 |
|
2. Специалисты |
150 |
19,65 |
126 |
23,5 |
|
3. Служащие |
94 |
12,32 |
76 |
14,18 |
|
4. Рабочие |
463 |
60,68 |
280 |
52,23 |
|
Итого: |
763 |
100 |
536 |
100 |
|
Рисунок 2 - Анализ структуры персонала предприятия
Таким образом, основную долю в структуре персонала ОАО «Концерн «Аксион» занимает категория рабочих, что соответствует специфике деятельности данного предприятия.
Важным элементом характеристики трудового
потенциала предприятия является его
качественная оценка. В связи с тем, что
работники, занятые на предприятиях, отличаются
друг от друга по таким признакам, как
возраст, пол, образование, профессия,
квалификация, стаж работы, то организация
труда в коллективе с учетом этих различий
помогает добиться высокой продуктивности.
Следует отметить, что профессионально-
Анализ численности и состава работников
также помогает выявить необходимость
в специалистах определенного профессионально-
Результаты анализа качественной характеристики персонала представлены в таблице 5. Более наглядно анализ возрастной структуры персонала представлен на рисунке 3 и анализ уровня образования представлен на рисунке 4.
Таблица 5 - Качественные характеристики персонала за 2008-2009гг.
Группа работников |
2008 |
2009 |
|||
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
||
Среднесписочная численность персонала |
763 |
Ї |
536 |
Ї |
|
По полу: женщины мужчины |
420 343 |
55,04 44,96 |
317 219 |
||
По возрасту, лет: до 20 от 21 до 30 от 31 до 40 от 41 до 50 от 51 до 560 старше 60: |
55 120 140 200 230 10 |
7,2 15,72 18,34 26,21 30,14 1,31 |
20 80 118 134 176 12 |
3,73 14,92 22,01 25 32,83 2,23 |
|
По образованию: Начальное Неполное среднее Среднее Незаконченное высшее высшее |
40 60 443 20 200 |
5,24 7,86 58,06 2,62 26,21 |
21 30 340 5 140 |
3,91 5,59 63,43 0,93 26,12 |
|
Рисунок 3 - Анализ возрастной структуры предприятия
За период 2008-2009 годов увеличилось количество работников, достигших пенсионного возраста. На 01.01.2008 число работающих пенсионеров составило около 200 человек. При этом численность молодых специалистов уменьшается. Специалистов в возрасте до 20 лет уменьшилось с 55 до 20 человек. Это говорит о низкой адаптивности молодых специалистов на рабочем месте.
Рисунок 4 - Анализ уровня образования персонала предприятия
На предприятии преобладают работники со средним образованием. В 2009 году их количество снизилось и составило 340 человек.
Большую часть работников ОАО «Концерн «Аксион» составляют женщины. Численность женщин возросла в 2009 году по сравнению с 2008. Количество мужчин напротив снижается.
2.3 Система отбора персонала, применяемая на предприятии
При отборе кадров предприятие руководствуется рядом принципов, первый из которых состоит в ориентации на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности кандидатов. Причем этот поиск прекращается, если несколько человек не смогли удовлетворить предъявленным требованиям, ибо, скорее всего, сами требования завышены и их нужно пересматривать.
Другим принципом является обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым содержанием работы, индивидуальных качеств претендента: образования, стажа, опыта, а в ряде случаев пола, возраста, здоровья, психологического состояния.
Если предприятию нужен новый сотрудник, то либо используются средства внешнего набора (публикация объявлений в сети Интернет, обращение к агентствам по трудоустройству), либо средства внутреннего набора.
Предприятие предпочитает проводить набор на руководящие посты в основном внутри своего предприятия. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат.
Если проводится набор извне, то сначала рассматривается бланк заявления кандидата, анкета, в которой указывается, где кандидат работал до подачи заявления на Концерн «Аксион»; если нет трудового стажа (т.е. это может быть и выпускник ВУЗа), то где учится или учился и с какой успеваемостью. Заявление представлено в Приложении Б, анкета представлена в Приложении В. В дальнейшем проводится собеседование.
Основная цель отборочного собеседования на данном предприятии состоит в том, чтобы определить, заинтересован ли претендент в предлагаемой работе и достаточно ли он компетентен для ее выполнения. При этом у линейного руководителя возникает необходимость не только сравнить нескольких кандидатов, но и в первую очередь сравнить уровень подготовленности каждого кандидата с требованиями, предъявляемыми к исполнителю рассматриваемой работы. Кроме того, отборочное собеседование выполняет следующие функции:
Информация о работе Понятие отбора персонала, критерии, принципы, методы