Понятие, сущность, задачи современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:53, реферат

Описание работы

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека, объединялись в стремлении достичь какой, либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить её но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Содержание работы

1. Введение......................................................................................3
2. Понятие и сущность современного менеджмента...................5
3. Задачи современного менеджмента..........................................8
4. Заключение..................................................................................13
5. Список литературы.....................................................................14

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Реферат по дисциплине "Менеджмент"

на тему:

 

Понятие, сущность, задачи современного менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила студентка гр.3201-84

                                                                Агафетова Е.А.

                                                                Проверила Кузнецова О.Ю.

 

 

Казань 2013

Содержание:

1. Введение......................................................................................3

2. Понятие и сущность  современного менеджмента...................5

3. Задачи современного  менеджмента..........................................8

4. Заключение..................................................................................13

5. Список литературы.....................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Управление появилось  вместе с людьми. Там где хотя бы два человека, объединялись в  стремлении достичь  какой, либо общей  цели, возникала задача координации  их совместных действий, решение которой  кто-то из них должен был брать  на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и  многие люди пытались решить её но их труды  носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений  развивалось и управление. Во времена  рабовладения процветала торговля; позднее, во времена  феодализма и процветания  натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла  она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления  капитализма и первоначального  накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века управление приобрело  новые формы. Если до этого единоличным  управленцем был хозяин, то во времена  бурного промышленного роста  структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе и  начал развиваться менеджмент в  том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Менеджмент – это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.

Сущность бизнеса состоит  в постоянном совершенствовании  самой фирмы, ее стратегии и тактики  в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.

Сила современного менеджмента  состоит в том, что:

1. Он берёт своё начало  от человека, его потребностей  и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно  технического прогресса в производительную  силу.

2. Движущая сила современного  менеджмента, как видимая, так  и невидимая заключается в  созидательном применении информационных  технологий.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области  промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в  результате непосредственного участия  людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний науки  управления, мировых достижений в  организации экономических и  социальных процессов.

В нашей стране пока еще  не достигнуты значительные успехи в  теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в  государственной экономике, при  этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции  управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

 

 

 

2. Понятие и  сущность современного менеджмента

                             

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в  последнее  время  все  чаще  и чаще употребляется в русском языке.  Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том,  чтоже именно скрывается за этим красивым словом. Слова "менеджер"  и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии, с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджмент – это самостоятельный  вид  профессионально  осуществляемой деятельности,  направленной  на   достижение   входе   любой   хозяйственной деятельности  фирмы,   действующих   в   рыночных   условиях,   определенных намеченных целей путем рационального использования материальных  и  трудовых ресурсов  с  применением  принципов,  функций   и   методов   экономического механизма менеджмента.

      Термин  «менеджмент»  по  своей   сути   является   аналогом   термина «управления», это его синоним, однако, не в полной мере.  Термин  управления намного  шире,  поскольку   применяется   к   разным   сферам   человеческой деятельности   (например,   управление   автомобилем);   к   разным   сферам деятельности         (управление  в   неживой   природе,   в   биологических системах, управление государством); к органам  управления  (подразделения  в государственных и общественных  организациях,  а  также  на  предприятиях  и объединениях).

Процесс функционирования системы  управления включает работу по ее совершенствованию  и рационализации, поскольку современный  менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

Каждый аспект подхода  к менеджменту как к системе  управления требует ее изучения в  статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий  момент и на перспективу. А это  отражается на формулировке целей, методов  воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует  об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается  путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов  от результатов производства – выпуска  продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать  условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль  является не причиной существования  фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль  и ее накопление на предприятии в  виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией  товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении  на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии  хозяйственной конъюнктуры в  отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска.

Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление  риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для  чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и  предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности  в хозяйственной деятельности в  целях быстрого реагирования и адаптации  к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке.

Функции менеджмента

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле.

Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и  часто существенных благоприятных  факторов для организации. Современный  темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации.

3. Задачи современного  менеджмента

 

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива (индивидуума) путем  выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью  менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы.

Исходя из этого, важнейшей  задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к  задачам менеджмента также относятся:

1. переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

2. стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

3.  определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

4. разработка стратегии развития организации и реализация;

5. определение конкретных целей развития организации;

6. постоянный поиск и освоение новых рынков;

7. выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

8. осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или  заменить точными количественными  оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники  и коммуникаций способствовало повышению  эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из - за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

Итак, основными направлениями  в современном менеджменте являются:

1. Профессиональное развитие и обучение персонала.

2. Развитие инновационного потенциала (стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления).

3. Ориентация на качество (не только управление качеством продукции, но и повышение качества самого управления).

4. Диверсификация (введение разнообразных форм и систем управления).

Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе  образования от начального образования  до повышения квалификации дипломированных  специалистов.

Профессионализм - это синоним  компетентности - обладания способностями  и умением выполнять функции  определенного рода. Это совокупность качеств, способных обеспечивать наибольшие результаты в соответствующей сфере  деятельности: экономические, социальные и т.д.

В своем отношении к  подготовке кадров фирмы подразделяются на 2 группы. Сторонники экономического роста путем "больших скачков" предпочитают приобретать более  квалифицированные кадры из вне, предполагая получить непосредственные результаты в ближайшем будущем. Сторонники внутфирменного обучения рассматривают затраты на него не как на текущие издержки, а как на капитализированные вложения, позволяющие восстанавливать и наращивать ценность "человеческого капитала" фирмы. (Японская система пожизненного найма - ротации кадров). Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики - человек ощущает потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего труда, поэтому перед руководителем стоит несколько задач, на которые он должен обратить внимание:

Информация о работе Понятие, сущность, задачи современного менеджмента