Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:24, реферат
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Введение………………………………………………………………..………….3
1.Понятие структуры управления…………………………………………….….4
2.Типы структуры управления организации………………………………...…..6
3.Требования к организационной структуре ……………………...…………..10
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиографический список………………………………………..……………14
Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Реферат: «Понятия и структура управления организации»
Москва 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Понятие структуры
2.Типы структуры управления организации………………………………...…..6
3.Требования к
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………..……………14
Введение
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.
1.Понятие структуры управления
Под структурой управления
организацией понимается упорядоченная
совокупность взаимосвязанных элементов,
находящихся между собой в устойчивых
отношениях, обеспечивающих их развитие
и функционирование как единого целого.
В рамках структуры
протекает управленческий процесс, между
участниками которого распределены функции
и задачи управления. С этой позиции организационная
структура - это форма разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках
которой происходит процесс управления,
направленный на достижение целей организации.
Отсюда структура управления включает
в себя все цели, распределенные между
различными звеньями, связи между которыми
обеспечивают координацию по их выполнению.
Известное исследование
Бернса показывает, что работа в организации
может быть разделена и скоординирована
совершенно различными способами. Для
того, чтобы это было сделано успешно:
выбранные средства (то есть организационная
структура) должны соответствовать обстоятельствам
и условиям, сложившимся в данной организации
и ее внешнему окружению.
Таким образом, то,
что является оптимальным для одной организации,
может не быть таковым для другой, а также
то, что хорошо для организации в этом
году, может не устраивать ее в следующем,
не говоря уже о том, что будет через 10
лет.
Это не означает, что
существует одна и только одна подходящая
для Вашей организации структура: в зависимости
от конкретных условий из нескольких различных
структур одна может быть более, а другая
менее подходящей. Ни одна из них, по всей
видимости, не будет абсолютно эффективной,
но некоторые из них будут отвечать нуждам
Вашей организация больше, чем другие.
Бернс определил два
вида структур организации: механистические
и органические. Он считал, что в разных
случаях подходящими будут различные
структуры. В органических структурах
инструкций значительно меньше. Предполагается,
что люди, принимая во внимание относящуюся
к делу информацию и советы, решают вместе,
как наилучшим образом достичь целей компании.
Органические структуры поддерживают
любые связи и взаимодействие, по вертикали
или по горизонтали, которые содействуют
выполнению работы.
Континуум между механистической
и органической структурами позволяет
найти в его рамках место разным структурам,
первая из которых пригодна при стабильных
условиях, а вторая - при управлении инновациями
и в условиях неопределенности.
Согласно Бернсу, организацию
нужно рассматривать как совокупность
трех социальных систем: формальная система
руководства, структура карьеры и политическая
система.
Если в организации
будет выбрана одна из неподходящих структур,
то в результате появятся структурные
проблемы, которые приведут к снижению
производственных характеристик организации
и почти наверняка станут источником стрессов
для сотрудников организации. Обычно вопрос
не в том, "все или ничего", "эта
структура или другая", значительно
чаще имеет место случай, когда отдельные
элементы структуры уже не годятся.
Эти утверждения представляют
основные положения так называемой "ситуационной
теории организационной структуры".
Очень широко принятые сейчас, эти идеи
противоположны многим ранее написанным
работам по вопросам организации, целью
которых было установление универсальных
принципов правильного управления, применимых
при любых обстоятельствах. Ситуационная
теория направлена на изучение основных
особенностей ситуации, в которой находится
организация особенностей самой организации
и ее окружения - которые будут определять
тип структуры, более или менее подходящей
для этой организации.
2.Типы структур управления организации
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Второй упомянутый органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).
Необходимо отметить, что органический
тип структуры управления находится лишь
в начальной фазе своего развития, и в
"чистом" виде его используют пока
немногие организации. Но элементы этого
подхода к структуре управления получили
довольно широкое распространение, особенно
в тех компаниях, которые стремятся приспособится
к динамично меняющейся среде.
3.Требования к
Одной из функций менеджмента является организация. Среди основных элементов функции организации выделяют прежде всего организационные структуры управления предприятием.
Организационные структуры управления обеспечивают развитие предприятия исходя из поставленных задач. Как таковые организационные структуры представляют собой совокупность подразделений и уровней управления, находящихся в строгой соподчиненно для достижения намеченных целей. Они создаются и совершенствуются для установления необходимых взаимосвязей между отдельными подразделениями компании, распределения между ними прав и ответственности. Оргструктура имеет следующие элементы:
Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Формируя и совершенствуя организационную структуру управления, следует учитывать определенные факторы, к наиболее важным из которых относится целевая ориентация компании. Она может иметь три основных направления: поиск и освоение новых рынков, поиск и использование эффективных ресурсов, использование новых возможностей в рамках существующей правовой среды. В зависимости от целевой установки выбирается та или иная структура управления.
Информация о работе Понятия и структура управления организации