Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:35, практическая работа
1. Сколько этапов выделяется в развитии менеджмента? Дайте их краткую характеристику. 2. С чьей теории начинается классическая школа менеджмента? Как она называется иначе? Объясните такое определение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Практическая работа № 1
Подготовила:
учащаяся группы 510-Эк
Салтыкова Карина
Владимировна
1. Сколько этапов
выделяется в развитии менеджмента? Дайте
их краткую характеристику.
Первый этап развития менеджмента:
I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал
характеристику управления как особой
сферы деятельности, был Сократ (470-399
гг. до н.э.). Он проанализировал различные
формы управления, на основе чего провозгласил
принцип универсальности
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Второй этап развития менеджмента
II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.
Третий этап развития менеджмента
III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
Четвертый этап развития менеджмента
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
На базе системного подхода
разрабатывались задачи управления
в нескольких направлениях. Так возникла
теория непредвиденных ситуаций. Суть
ее состоит в том, что каждая ситуация,
в которой оказывается
В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):
С точки зрения экономики
организации наиболее существенные
в научно-методическом плане результаты
были получены в рамках ситуационного
подхода. Суть ситуационного подхода
состоит в том, что формы, методы,
системы, стили управления должны существенно
варьироваться в зависимости
от сложившейся ситуации, т.е. центральное
место должна занимать ситуация. Это
конкретный набор обстоятельств, которые
сильно влияют на организацию в данное
конкретное время. Другими словами,
суть рекомендаций по теории системного
подхода состоит в требовании
решать текущую, конкретную организационно-управленческую
проблему в зависимости от целей
организации и сложившихся
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
2. С чьей теории начинается классическая школа менеджмента? Как она называется иначе? Объясните такое определение.
Крупнейшим представителем
классической(административной) школы
управления является Анри Файоль. В течение 30
лет он был руководителем крупной горнодобывающей
и металлургической компании «Комамбо»,
которая в момент его назначения на пост
генерального управляющего (1888 г.) находилась
на грани банкротства, а ко времени его
отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных,
славящихся своими административными,
техническими и научными кадрами французских
концернов.
Рассматривая организацию как единый
организм, Файоль определил, что для любой
деловой организации характерно наличие
шести групп операций: технические,
коммерческие, финансовые, страховые,
учетные, административные. Все эти операции
взаимозависимы. Например, технические
операции не могут осуществляться без
наличия сырья, возможности сбыта, капитала,
страховых мероприятий. Административные
операции Файоль разделил на планирование,
организацию, мотивацию, контроль и координацию.
Позднее они стали называтьсяфункциями управления.
Планирование — функция управления,
определяющая цели деятельности, необходимые
для этого средства, а также разработка
методов, наиболее эффективных в конкретных
условиях.Планирование включает
в себя и составление прогнозов возможного
направления будущего развития организации
в тесном взаимодействии с окружающей
средой.
Организация — формирование
структуры объекта и обеспечение всем
необходимым для его нормальной работы
— персоналом, материалами, оборудованием,
зданиями, денежными средствами. Любой
план предусматривает стадию организации,
то есть создания реальных условий для
достижения запланированных целей.
Мотивация — активизация
работающих и побуждение их к эффективному
труду для выполнения целей, сформулированных
в планах, с помощью экономического и моральногостимулирования
и создания условий для проявления творческого
потенциала работников и их саморазвития.
Контроль — количественная
и качественная оценка и учет результатов
работы. Контроль является элементом обратной
связи, так как на основании его данных
производится корректировка ранее принятых
решений, планов, норм и нормативов.
Координация — достижение
согласованности в работе всех звеньев
системы установлением рациональных связей
(коммуникаций) между ними.
Сохранили актуальность не только
взгляды Файоля на основные функции управления,
но и на проблемы подготовки руководящих
кадров промышленности. Файоль доказывал,
что административные способности нельзя
развить посредством одной лишь инженерно-технической
науки. Он считал необходимым включить
в учебные планы инженерных вузов специальные
курсы по администрированию. А. Файоль
полагал, что не только инженерно-технические
работники, но и каждый
член общества должен знать основы административной
деятельности и что эти сведения
необходимо предоставлять на всех ступенях
системы общего образования.
4. Какие новые
управленческие положения
Основные положения концепции
управления А. Файоля.
Школа Анри Файоля (1841- 1925) занимает отрезок
времени с 1920 по 1950 гг. Она заслуживает
особого внимания, так как его принципы
управления более совершенны. Итак, Анри
Файоль, французский горный инженер, выдающийся
менеджер-практик, один из основоположников
теории управления. В 19 лет Файоль окончил
Национальную школу горного дела в Сент-Этьене.
Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил
Центр административных исследований,
который занимался выполнением заказов
по проведению исследований в различных
сферах экономической деятельности (табачная
промышленность, почтово-телеграфное
ведомство). Управленческой деятельностью
занимались и другие представители этой
школы. Так Линдалл Урвик был консультантом
по вопросам управления в Англии, Джеймс
Д. Муни, который писал работы совместно
с А.К. Рейли, работал под руководством
П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
Следовательно, работая в организации
на разных уровнях управления, представители
школы научного управления и классической
школы имели различные взгляды на проблемы
управления организацией.
Наряду с вопросами рациональной организации
труда отдельного рабочего классическая
школа начинает заниматься разработкой
общих принципов управления организацией.
Целью классической школы было создание
универсальных принципов управления.
При этом классическая школа придерживалась
того мнения, что следование этим принципам,
несомненно, приведет организацию к успеху.
Родоначальником классической школы считается
Файоль, который в своих исследованиях
исходил не из американского, а из европейского,
в частности французского, опыта организации
и управления производством. Главное внимание
он уделял непосредственно самому процессу
управления, который он рассматривал как
функцию администрирования, предназначенную
для оказания помощи административному
персоналу в достижении целей организации.
Основным трудом Файоля является его работа
«Общее и промышленное управление», написанная
в 1916г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием
А.К. Гастева.
В основе концепции Файоля лежало положение
о том, что во всяком предприятии имеется
два организма: материальный и социальный.
Первый включает сам труд, средства труда
и предметы труда в их совокупности, под
вторым он подразумевал отношения людей
в процессе труда. Эти отношения и стали
предметом исследований Файоля, т.е. он
сознательно ограничил область своих
изысканий.
Файоль старался обосновать необходимость
и возможность создания особой науки управления
людьми, как части общего учения об управлении
предприятием.
Заслуга Файоля заключается в том, что
он разделил все функции управления на
общие, относящиеся к любой сфере деятельности,
и специфические, относящиеся непосредственно
к управлению промышленным предприятием.
Предвидение (планирование). Оно выражается
в разработке программы действий предприятия
по техническим, финансовым, коммерческим
и другим операциям на перспективу (например,
пять, десять лет) и на текущий период (год,
месяц, неделю, сутки).
Предвидению Файоль уделял особое значение.
По его мнению, предвидение составляет
наиболее существенную часть управления.
«Предвидеть — ... означает исчислять будущее
и подготавливать его; предвидеть — это
уже почти действовать».
Файоль отмечал, что никаких возражений
не вызывает включение в область управления
таких функций, как предвидение, организация,
координирование и контроль. Однако это
не относится к функции «распорядительство»,
которую можно изучать и отдельно. На основе
выделения основных функций в 1923г. Файоль
дал определение понятию «управление».
Управлять — значит предвидеть, организовывать,
распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать
программу действия; организовывать —
строить двойной материальный и социальный
организм предприятия; распоряжаться
— заставлять персонал надлежаще работать;
координировать — связывать, объединять,
гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать — заботиться о том, чтобы
все совершалось согласно установленным
правилам и отданным распоряжениям.
Файоль выделял еще шестую — административную
функцию, которая отличается от пяти других
функций управления. Административная
функция оказывает воздействие только
на персонал предприятия. Управление Файоль
рассматривал в качестве шестой функции,
действие которой должно быть обеспечено
правлением. Вместе с тем он не ставил
знака равенства между административной
функцией и правлением.
Файоль рассматривал предприятие как
замкнутую систему управления. Основное
внимание он уделял внутренним возможностям
(условиям) повышения эффективности деятельности
предприятия за счет совершенствования
процесса управления.
5. Почему школа
человеческих отношений
Хоторнские эксперименты.
«Хотя со времени их проведения прошло
уже больше полстолетия, они и поныне относятся
к числу наиболее часто упоминаемых и
спорных экспериментов в истории социальных
наук. С их результатами знакомились многие
поколения студентов. Они стали настолько
значимой вехой в истории социологии и
психологии, что стали восприниматься
мифическим началом таких специальных
дисциплин, как производственная социология,
социальная психология труда, производственная
психиатрия и антропология производственной
деятельности. Обзоры ключевых достижений
в теории организации и управления свидетельствуют
о плодотворном влиянии экспериментов
и на эту сферу..
В ноябре 1924 г. группа исследователей начала
проводить эксперимент на заводе Хоторна,
принадлежащем компании «Вестерн Электрик»
близ Чикаго. Первоначальным замыслом
его было определение зависимости между
физическими условиями работы и производительностью
труда. Этот эксперимент явился логическим
развитием теории «научного управления»,
доминировавшей в тот период. Как это часто
случается с великими открытиями, результаты
получились не те, что ожидались. Случайно
ученые нащупали нечто более важное, что
впоследствии привело к возникновению
теория «человеческих отношений» в науке
управления.
Четыре этапа эксперимента.
Первоначальной задачей того, что позднее превратилось в четыре
этапа эксперимента, было определить влияние
интенсивности освещения на производительность
труда. Рабочие были поделены на группы:
контрольную и экспериментальную. К большому
удивлению исследователей, когда они увеличили
освещение для экспериментальной группы,
производительность труда обеих групп
возросла. То же самое произошло и тогда,
когда освещение было уменьшено.
Исследователи сделали вывод, что само
освещение оказывало на производительность
труда лишь незначительное влияние. Они
поняли, что эксперимент не удался из-за
факторов, находящихся вне их контроля.
Выяснилось, что их гипотеза была правильной,
но совершенно по другим причинам.
На втором этапе к группе присоединился Элтон Мэйо, к
тому времени уже выдающийся ученый Гарвардского
университета. Проводился лабораторный
эксперимент со сборщицами реле. На этот
раз малая группа, состоящая из шести добровольцев,
была изолирована от остального персонала
и получала за свой труд льготную оплату.
Работницам была также предоставлена
большая свобода общения, чем обычно было
принято на заводе. В результате этого
между ними возникли более тесные взаимоотношения.
Сначала результаты подтверждали исходную
гипотезу. Когда, например, были введены
дополнительные перерывы в работе, производительность
труда выросла. Ученые объяснили это меньшей
степенью утомления. Поэтому группа продолжала
вносить аналогичные изменения в условия
работы, сокращая рабочий день и рабочую
неделю, а производительность труда продолжала
расти. Когда же ученые вернули первоначальные
условия работы, производительность труда
и тут продолжала оставаться на прежнем
высоком уровне.
Согласно теории управления того периода,
такого не должно было происходить. Но
так было. Поэтому был проведен опрос участниц
для выяснения причин этого явления. В
дальнейшем ученые выяснили, что некий
человеческий элемент имеет большее влияние
на производительность труда, чем изменения
технических и физических условий. «Рост
производительности труда девушек, занятых
на сборке продукции, нельзя было объяснить
никакими изменениями в физических условиях
работы, независимо от того, имела ли их
работа экспериментальный характер или
нет. Однако, его можно было объяснить
тем, что называлось формированием организованной
социальной группы, а также особыми взаимоотношениями
с руководителем этой группы» .
Третий этап эксперимента первоначально задумывался
как простой план совершенствования непосредственного
руководства людьми и тем самым — улучшения
отношения сотрудников к своей работе.
Однако, впоследствии план перерос в огромную
программу, которая состояла из бесед
с более, чем 20 тыс. сотрудников. Был собран
гигантский объем информации об отношении
сотрудников к выполняемой ими работе.
В результате исследователи выявили, что
производительность труда и статус каждого
сотрудника в организации зависели как
от самого работника, так и от трудового
коллектива.
Чтобы изучить влияние коллег на производительность
труда сотрудника, ученые решили провести четвертый
эксперимент.
Он получил название эксперимента на участке
по производству банковской сигнализации.
Предполагалось, что четвертый этап определит
степень воздействия программы материального
стимулирования, построенной на групповой
производительности труда. Исходя из предпосылок
научного управления, ученые разумно исходили
из гипотезы, что те работники, которые
работают быстрее других и мотивированы
желанием больше заработать, будут подстегивать
более медлительных, чтобы те увеличивали
выработку. Но и на этот раз их ждал сюрприз.
На самом деле более сноровистые работники
имели тенденцию замедлять свой темп работы,
чтобы не выходить за рамки, установленные
группой. Им не хотелось, чтобы их считали
нарушителями принятого ритма или чтобы
в них видели угрозу благополучию других
членов группы. Один из рабочих объяснил
это так: «Знаете, у вас ведь было вполне
определенное задание. Предположите, к
примеру, что человек занят изготовлением
6 тыс. соединений в день... Это два полных
комплекта. А теперь предположите, что
вместо того, чтобы шататься без дела,
когда он закончит свою порцию, он сделает
еще несколько рядов на другом комплекте...
Очень скоро он закончил бы еще один комплект.
Ну, а что в таком случае может произойти?
Ведь могут и уволить кого-то». Однако,
те, кто работал медленнее других, фактически
все же попытались повысить свою производительность.
Они не хотели, чтобы остальные члены группы
считали их пройдохами.