Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:35, практическая работа
1. Сколько этапов выделяется в развитии менеджмента? Дайте их краткую характеристику. 2. С чьей теории начинается классическая школа менеджмента? Как она называется иначе? Объясните такое определение.
6. Назовите отличительную
особенность школы
Школа поведенческих наук (1950 –
по настоящее время)
Первые исследования школы поведенческих
наук относятся к 30-м годам, но активизация
деятельности приходится на 40–60-е гг.,
когда школа человеческих отношений трансформировалась
в школу поведенческих наук.
На смену модели «экономического человека»,
который ради высокого заработка готов
терпеть плохие условия труда, продолжительный
рабочий день. Высокую интенсивность и
монотонность труда пришла концепция,
которая попыталась раскрыть интересы,
потребности, ожидания человека, а также
групповые нормы и ценности.
Ученые школы исследовали различные аспекты
социального взаимодействия, мотивации,
характера власти и авторитета, лидерства,
коммуникации в организациях, изменения
содержания работы и качества трудовой
жизни. Название школы от англ. Behavior –
поведение, наука о поведении. Отличительная
особенность этой школы – ее ярко выраженная
ориентация на психологию, изучение поведения
человека, тогда как школа человеческих
отношений сосредотачивала свое внимание
на методах налаживания межличностных
отношений. Поведение человека является
реакцией на стимул. В отношениях между
менеджерами и работниками, когда работники
получают в качестве стимула хорошее вознаграждение
– материальное или моральное, они отвечают
на него положительной реакцией – эффективной
работой.
Бихевиористы считали, что правильное
применение науки о поведении всегда будет
способствовать повышению эффективности
и работника и организации.
Мотивами поступков людей, предполагает
А.Маслоу, являются, в основном, не экономические
силы, различные потребности, которые
могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены
с помощью денег.
Развитие таких наук, как психология и
социология и совершенствование методов
исследования после второй Мировой войны
сделало изучение поведения на рабочем
месте в большей степени строго научным.
Наиболее крупные фигуры поведенческого
направления: К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор
и Ф.Герцберг.
Школа поведенческих наук значительно
отошла от школы человеческих отношений,
сосредоточившейся, прежде всего, на методах
налаживания межличностных отношений.
Новый подход стремился в большей степени
оказать помощь работнику в осознании
своих собственных возможностей на основе
применения концепций поведенческих наук
к построению и управлению организациями.
В самых общих чертах, основной целью этой школы
было повышение эффективности организации
за счет повышения эффективности ее человеческих
ресурсов. 2.1 Основные представители школы
поведенческих наук
В послевоенный
период развитие науки управления идет
по двум важнейшим направлениям, которые
различаются подходами к
Вторым направлением, возникшим в 1950-е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. Оба направления попеременно побывали на пике популярности. В 1950-е годы в силу отсутствия серьезной компьютерной базы и слабости математической подготовки большинства менеджеров популярностью пользовался бихевиоризм.
В основу
школы поведенческих наук легли
идеи школы человеческих отношений.
Совершенствование методов
Яркими представителями данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций в организациях и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции и направления в науке, получившего название “управление персоналом”.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам. Выделив их, он по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. «Теории Х» придерживались на практике почти столетие менеджеры западных стран, хотя она неадекватно отражала поведение людей.
Ренсис Лайкерт, последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Герцберга и МакГрегора, изучал различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Также он разработал собственную теорию стилей руководства, где обобщил реальные методы управления.
Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга, разработанной в 1950г. Такое название она получила вследствие наличия двух факторов, влияющих на поведение людей в организации. Между двумя теориями – Маслоу и Герцберга – существует тесная связь. Так, высшие потребности Маслоу – престижные и духовные – совпадают с шестью мотиваторами Герцберга, а низшие – физиологические, экзистенциональные и социальные – соответствуют десяти гигиеническим факторам Герцберга.
Таким образом, рассмотрев вопрос об основных представителях школы поведенческих наук, можно сделать вывод о том, что их исследования в области социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом". Они полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике свои теории и мысли показали, что многие ответы на вопросы управления были правильными частично и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждый из представителей школы внёс значительный вклад в её развитие, а также в теорию и практику управления в целом.
9. Объясните, почему эмпирическая школа управления получила такое название? Назовите её основные положения.
В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение конкретного опыта управления фирмами, военными организациями, что явилось наиболее полезным способом совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы — эмпирическая (эмпирия — опыт). Ее представители — Э. Петерсон, Г. Саймон, Р. Дэвис, А. Чандл, Э. Дейл и др.
Понятие «менеджмент» в исследованиях представителей эмпирической школы рассматривается в двух значениях: в широком и узком. В широком смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, развиваемым в результате свойственной человеку тенденции к формированию группы. Какой бы ни была группа, она должна иметь свою систему менеджмента. По мнению основателей этой школы Э.Петерсона и Э.Плоумена, менеджмент можно определить как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Менеджеры осуществляют руководство путем принятия на себя власти, распределения обязанностей и установления подотчетности за все действия людей в данной организации.
Менеджмент может иметь и более узкое значение. Это — принципы теории и практики управления предприятием (фирмой).
И в том и в другом случае менеджмент и менеджерский корпус рассматривались представителями эмпирической школы как важный фактор повышения эффективности организации (производства).
11. Что объединяет
системный и ситуационный
В конце 60-х годов начал
Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:
1) менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;
2) каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;
3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь.
12. Какую школу продолжает процессный подход?
Процессный
подход
Процессный подход был впервые предложен
приверженцами школы административного
управления, которые пытались описать
функции менеджера. Однако, эти авторы
были склонны рассматривать такого рода
функции как независимые друг от друга.
Процессный подход, в противоположность
этому, рассматривает функции управления
как взаимосвязанные. Управление рассматривается
как процесс, потому что работа по достижению
целей с помощью других - это не какое-то
единовременное действие, а серия непрерывных
взаимосвязанных действий. Эти действия,
каждое из которых само по себе является
процессом, очень важны для успеха организации.
Их называют управленческими функциями.
Каждая управленческая функция тоже представляет
собой процесс, потому что также состоит
из серии взаимосвязанных действий. Процесс
управления является общей суммой всех
функций.
Функции процесса управления
Процесс
управления состоит из четырех взаимосвязанных
функций: планирования, организации, мотивации
и контроля.
Планирование.
Функция планирования предполагает решение
о том, какими должны быть цели организации
и что должны делать члены организации,
чтобы достичь этих целей. По сути своей
функция планирования отвечает на три
следующие основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство
стремится установить основные направления
усилий и принятия решений, которые обеспечат
единство цели для всех членов организации.
Другими словами, планирование - это один
из способов, с помощью которого руководство
обеспечивает единое направление усилий
всех членов организации к достижению
ее общих целей. Планирование в организации
не представляет собой отдельного одноразового
события в силу двух существенных причин.
Во-первых, хотя некоторые организации
прекращают существование после достижения
цели, ради которой они первоначально
создавались, многие стремятся продлить
существование как можно дольше. Поэтому
они заново определяют или меняют свои
цели, если полное достижение первоначальных
целей практически завершено. Вторая причина,
по которой планирование должно осуществляться
непрерывно, - это постоянная неопределенность
будущего. В силу изменений в окружающей
среде или ошибок в суждениях, события
могут разворачиваться не так, как это
предвидело руководство при выработке
планов. Поэтому планы необходимо пересматривать,
чтобы они согласовывались с реальностью.
Ораганизация.
Организовывать - значит создавать некую
структуру. Существует много элементов,
которые необходимо структурировать чтобы
организация могла выполнять свои планы
и тем самым достигать своей цели. Одним
из этих элементов является работа, конкретные
задания организации. Поскольку работы
выполняют люди, другим важным аспектом
функции организации является определение,
кто именно должен выполнять каждое конкретное
задание из большого количества таких
заданий, существующих в рамках организации,
включая и работу по управлению. Руководитель
подбирает людей для конкретной работы,
делегируя отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы организации.
Эти субъекты делегирования принимают
на себя ответственность за успешное выполнение
своих обязанностей. Поступая таким образом,
они соглашаются считать себя подчиненными
по отношению к руководителю.
Мотивация.
Руководитель всегда должен помнить, что
даже прекрасно составленные планы и самая
совершенная структура организации не
имеют никакого смысла, если кто-то не
выполняет фактическую работу организации.
И задача функции мотивации заключается
в том, чтобы члены организации выполняли
работу в соответствии с делегированными
им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители всегда осуществляли функцию
мотивации своих работников, осознавали
они это сами или нет. Раньше считалось,
что мотивирование - это простой вопрос,
сводящийся к предложению соответствующих
денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые
усилия. На этом основывался подход к мотивации
школы научного управления.
Исследования в области поведенческих
наук продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего
побуждения к действиям, является результатом
сложной совокупности потребностей, которые
постоянно меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для
того, чтобы мотивировать своих работников
эффективно руководителю следует определить,
каковы же на самом деле эти потребности,
и обеспечить способ для работников удовлетворять
эти потребности через хорошую работу.
Контроль.
Непредвиденные обстоятельства могут
заставить организацию отклониться от
основного курса, намеченного руководством
первоначально. И если руководство окажется
неспособным найти и исправить эти отклонения
от первоначальных планов, прежде чем
организации будет нанесен серьезный
ущерб, достижение целей, возможно даже
само выживание, будет поставлено под
угрозу. Контроль - это процесс обеспечения
того, чтобы организация действительно
достигает своих целей. Существуют три
аспекта управленческого контроля. Установление
стандартов - это точное определение целей,
которые должны быть достигнуты в обозначенный
отрезок времени. Оно основывается на
планах, разработанных в процессе планирования.
Второй аспект - это измерение того, что
было в действительности достигнуто за
определенный период, и сравнение достигнутого
с ожидаемыми результатами. Если обе эти
фазы выполнены правильно, то руководство
организации не только знает о том, что
в организации существует проблема, но
и знает источник этой проблемы. Это знание
необходимо для успешного осуществления
третьей фазы, а именно, - стадии, на которой
предпринимаются действия, если это необходимо,
для коррекции серьезных отклонений от
первоначального плана. Одно из возможных
действий - пересмотр целей, для того, чтобы
они стали более реалистичными и соответствовали
ситуации.
Связующие
процессы
Четыре функции управления - планирование,
организация, мотивация и контроль - имеют
две общие характеристики: все они требуют
принятия решений, и для всех необходима
коммуникация, обмен информацией, чтобы
получить информацию для принятия правильного
решения и сделать это решение понятным
для других членов организации. Из-за этого,
а также вследствие того, что эти две характеристики
связывают все четыре управленческие
функции, обеспечивая их взаимозависимость,
коммуникации и принятие решений часто
называют связующими процессами.
Приниятие
решений. По сути, чтобы организация
могла четко работать, руководитель должен
сделать серию правильных выборов из нескольких
альтернативных возможностей. Выбор одной
из альтернатив - это решение. Следовательно,
принятие решения - это выбор того, как
и что планировать, организовывать, мотивировать
и контролировать. В самых общих чертах
именно это составляет основное содержание
деятельности руководителя. Основным
требованием для принятия эффективного
решения или даже для понимания истинных
масштабов проблемы является наличие
адекватной точной информации. Единственным
способом получения такой информации
является коммуникация.
Коммуникация. Коммуникация
- это процесс обмена информацией, ее смысловым
значением между двумя или более людьми. Поскольку
организация представляют собой структурированный
тип отношений между людьми, она в значительной
степени зависит от качества коммуникаций
для обеспечения эффективного функционирования.
Очевидно, что если коммуникации между
людьми не будут эффективными, люди не
смогут договориться об общей цели, что
составляет предпосылку существования
организации как таковой. Информация в
процессе коммуникации передается не
только для того, чтобы могли приниматься
здравые решения, но также и для того, чтобы
они могли выполняться. Коммуникация также
важна и в функции контроля. Руководители
нуждаются в информации относительно
того, что было выполнено, чтобы правильно
оценить, были ли достигнуты цели организации.