Практическая теория Макавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Во второй половине XX века историки, специалисты по менеджменту проявили к Н. Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников.

Содержание работы

Введение
Биография Никколо Макиавелли
Идеи лидерства
Идеи относительности
Идея круговорота форм управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Биография Никколо Макиавелли

Идеи лидерства

Идеи относительности

Идея круговорота форм управления

Заключение

Список литературы

 

Введение

Во  второй половине XX века историки, специалисты  по менеджменту проявили к Н. Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников.

Западные  менеджеры активно изучают его  творчество. Идеям Макиавелли посвящены  курсы в школах бизнеса, научные  семинары и конференции, докторские диссертации, специальные монографии и популярные брошюры. Сегодня в  Макиавелли видят высочайший интеллектуальный авторитет, создателя одного из самых  эффективных лидерских стилей, образец  консультанта по управлению, теоретика  социального конфликта.

В данной работе рассмотрены наиболее важные для современного менеджмента  организационные идеи известного философа.

 

 

Биография Н. Макиавелли

Для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть  на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому  опыту он смог ознакомить весь мир  со своими трудами.

Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Род его был старинным, дворянским. У него имелся свой герб: голубой крест на серебряном фоне с четырьмя голубыми гвоздями (clavelli) по краям. Но голубой кровью Макиавелли не кичились. Уже к середине XIII века, когда Флоренцию разрывали распри между гвельфами и гибеллинами, они встали на сторону народа и с тех пор всегда считались «добрыми полонами». Многие из них были гонфалоньерами и входили в правительство в те годы, когда городом правили богатые купцы и сукноделы, которых именовали тогда «жирный народ». Однако никто из предков Никколо ничем особенным себя не прославил. Богатства они тоже не нажили. Отец Никколо – мессер Бернардо ди Николу ди Буонисенья не был уже даже «жирным». Правда, у него сохранилось небольшое именье в Сант-Андреа, но доход оно почти не приносило. «Я родился бедным – скажет потом Макиавелли – и познал тяготы нужды прежде, чем радость жизни». Однако родители смогли дать своему сыну блестящее классическое образование, пусть даже финансовое положение семьи и не позволило пройти университетский курс. Один из историков заявил, что Макиавелли надо было благодарить судьбу, уберегшую его от университетов того времени. Именно в этих "очагах знания" как нигде сильны были средневековые традиции, и вряд ли сухая схоластика очень обогатила бы ум. Хотя, наверное, даже университет не убил бы в Никколо Макиавелли живости ума и души.

Никколо повезло и еще в одном - в его семье было принято нередкое в то время свободное отношение к религии и Церкви. Даже мать его не была набожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально, а то и критически оценивать роль церкви в жизни Италии.

В 1498 году, когда ему было 29 лет, он был избран на должность  секретаря второй канцелярии Сеньории. Эта должность дала возможность  приобрести тот «большой опыт дел  нашего времени», без которого он никогда  не стал бы Макиавелли. Он оказался в  самом центре современной политической жизни, и это ему очень нравилось. Флоренция, во главе которой с 1502 года стоял пожизненный гонфалоньер  Пьеро Содерини, быстро оценила острый ум, наблюдательность и неутомимость будущего автора «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия».

В течение 13 лет Макиавелли посылали с самыми ответственными и  вместе с тем наиболее деликатными  миссиями. Он был не послом республики, а её политическим агентом. Лучшего  агента не было, кажется, ни у одного правительства. Впрочем, иногда Макиавелли философствовал и пытался давать советы. Тогда его вежливо одергивали: «Ваш вывод чрезмерно смел – упрекал  Макиавелли его приятель и сослуживец Биаджо Буанаккорси, - излагайте точнее факты, а принимать решение предоставьте другим»1. Пьеро Содерини бесконечно доверял Макиавелли, но он считал его слишком большим фантазером и мечтателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи лидерства

Жизнь Никколо Макиавелли пришлась на переломный период -- рубеж XV --XVI веков: закончился четырехсотлетний этап поступательного развития Италии, глубокий кризис охватил механизмы власти и социально-экономическую структуру общества, мануфактурный капитал в результате постепенного спада производства уступает конкурентные позиции капиталу ростовщическому. На заре новой, капиталистической эры главную роль в экономической и политической драме играет торговая буржуазия. Политическая философия Макиавелли, как проекция эпохи полна антиномий, противоречий, неожиданных решений.

Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали влияние на развитие менеджмента:

авторитет, или власть лидера, коренится в  поддержке сторонников;

подчиненные должны знать, чего они могут ожидать  от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; лидер должен обладать волей к выживанию;лидер -- всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Макиавелли  учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. Его учения содержат определенные советы, которым должен следовать руководитель, он рассуждает о любви, страхе, щедрости и проявлении других качеств в  управлении Кредисов А.Н. История учений менеджмента. - Киев: ВИРА-Р, 2000. - 336 с..

О лидерстве. Сила на стороне лидера, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственных привычек, достоинства  и недостатки. Очевидно, что действиями людей, наряду с другими качествами, правит честолюбие. Но знать это  еще недостаточно. Надо выяснить, кто  именно честолюбивее и потому опаснее  для власть придержащего: желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет.

Состоятельными двигает страх потерять то, что они накопили. Страх потери порождает в них те же страсти, которыми одержимы стремящиеся к приобретению, считает Макиавелли. Оба мотива власти, за которыми нередко прячется обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. Бедные жаждут приобретения точно так же, как и богатые, которым всегда кажется, что их обладание недостаточно обеспечено, если они не делают новых приобретений.

Богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся  завоевать ее, в принципе ведут  себя одинаково. Аморализм зависит  не от социального происхождения, он продиктован участием в борьбе за власть. «Сатанинский злодей» Цезарь Борджиа, которого Макиавелли считал идеальным руководителем, ведет себя ничуть не лучше «революционеров» из народа.

Сегодня мы знаем, что многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти  принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют  некие универсальные законы, которые  действуют независимо от воли и сознания людей? Ни одного научного исследования на подобную тему еще не проведено.

О власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит в себе потенциальную  опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель, как персональное олицетворение  привилегий и силы, превращается в  цель для честолюбивых подданных. К  высшему посту в государстве  или компании тянется множество  рук, а дотянувшись, берут от власти по максимуму.

Свойство  стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует  в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться  ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит  не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств - деньги, связи, чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Имея  многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.

«Богатое  честолюбие» опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью - богатствами и почестями.

О свободе. Наряду с властью несомненной  ценностью для людей обладает свобода. Она - такой же императив человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу - не потерять.

В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить охрану свободы - тем, кто желает приобрести то, чего не имеет, или тем, кто хочет  удержать за собой уже приобретенные  преимущества?

Сравнивая исторические факты, он делает вывод  о том, что свободу республики правильнее доверить простым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят свободную  жизнь и имеют меньше средств для похищения свободы, чем дворяне.

Подтверждая свои выводы, флорентийский философ  многократно повторяет одну и туже мысль: человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.

Народ молчит, когда казнят сторонников  республики либо посягают на честь  ее вождей. Но народ восстает, когда  посягают на его имущество.

О страхе и любви. Правитель не ошибется, зная, что поведением людей руководят два главных мотива - страх и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим.

Любовь  очень тонка, а страх прочнее  и тверже. Она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей.

Но  разве правитель знает наперед, кто злой, а кто добрый? Ему  надо быть трезвым реалистом, рассчитывая  на успех даже при самых неблагоприятных  обстоятельствах.

Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который  до сих пор будоражит умы менеджеров: что для лидера лучше - внушать страх или любовь? Что для него полезнее: чтобы его любили или, чтобы боялись?

В принципе, лучше, конечно, сочетать оба  мотива, но, коли в жизни такое  недостижимо, для личной выгоды правителя  полезнее держать подданных в  страхе. Однако поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ничто не спасет государя от разбушевавшихся страстей.

Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное - не посягать на имущественные и личные права подданных, /для пользы дела он может даже казнить кого-то из родственников бунтовщика, но только не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

О честности. Конечно, людям свойственно  стремиться быть честнее, чем они  есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель  принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.

Между тем, как живут люди, и тем, как  они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный  правитель, ибо он мерит людей  на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что  есть в действительности.

Хотя  честности в людях меньше, чем  они думают, сама по себе честность  ценится очень высоко, ибо человек  склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно, если такие  качества пользуются уважением и  окружены почетом.

Людям свойственно обставлять себя видимыми символами, желаемыми благами, вымышленными доблестями. Если государь стремится  добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха.

Существует  только два способа достижения цели - путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй - диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

О щедрости. Труден путь государя, его  подстерегают опасности там, где  он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший  к успеху, сегодня оборачивается провалом; благо, к которому он стремится, ожидая, что и подчиненные почитают это благом, способно обернуться злом.

Государь  может проявить самые лучшие лидерские  качества, но они не принесут ему  пользы. Поэтому правитель не может  быть щедрым в такой степени, чтобы  эта щедрость приносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения  за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.

Умный лидер - это тот, кто взвешивает все обстоятельства и последствия своих поступков. И круг анализируемых обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и благополучия. Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо - порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестоким. Хуже, если он, желая заслужить расположение подданных, либо от избытка снисходительности, позволяет развиваться беспорядкам, грабежам и насилию.

Идеи относительности

Все люди, независимо оттого, нравственны  они или нет, стремятся к одной и той же цели - к славе и богатству. Хотя каждый выбирает к ней свой путь: одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью; одни прибегают к хитрости, другие к насилию; одни терпеливы, другие решительны; все они способны добиться успеха, несмотря на то, что образ их действий противоположен. Почему же это возможно? Поступают по-разному, но целей достигают в равной мере.

Информация о работе Практическая теория Макавелли