Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:14, курсовая работа
Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. В современном понимании государство — это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, сберегает существующий строй, оснащает нормальную жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства — обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также лучшее управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющих потенциальных ресурсов — с другой.
Счета составляются как для экономических операций, так и для экономических агентов. В целях использования данных для анализа прогнозирования счетов объединяются в группы по видам деятельности и институциональным секторам народного хозяйства.
Центральное место в системе показателей СНС занимает показатель валового национального продукта, являющийся стоимостным эквивалентом рыночных стоимостей всех произведенных в течение года товаров – продуктов и услуг.
В основу макроэкономического прогнозирования заложена модель круговых потоков или кругооборота ВНП. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов – домашние хозяйства и фирмы – и не предполагает вмешательства государства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром
В условиях реальной рыночной экономики с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется. Когда в модель вводятся другие группы экономических агентов, - правительство и внешний мир, - указанное равенство нарушается, так как из потока «доходы – расходы» организуется утечка в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в этот поток вливаются добавочные средства – инвестиции, государственные налоги и экспорт.
Следственно, реальный и денежный потоки реализовывают при условии равенства совокупных доходов домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира совокупному объему производства.
Таким образом модель доходов и расходов, базируется на основном макро-экономическом тождестве.
В связи с этим в основу экономического прогнозирования в развитых странах положено формирование спроса (личное потребление, затраты государства, капиталовложения и экспорт), с одной стороны, и предложение товаров и услуг, с другой.
Следовательно, прогнозирование экономических, процессов осуществляется в пределах трех методов расчета ВНП: по конечному использованию, по образованию дохода и с помощью производственного метода.
Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и амортизации и состоят из инвестиций в основные производственные фонды, в строительство и запасы. Государственные закупки товаров и услуг представляют часть государственных расходов, которые включаются в государственный бюджет. В эту группу не входят трансфертные платежи, так как они не связаны с движением товаров и услуг. Чистый экспорт товаров и услуг за рубеж рассчитывается как разность экспорта и импорта. Различия между составляющими ВНП базируются главным образом на различии между типами экономических агентов, осуществляющих затраты, а не на различиях в покупаемых благах и услугах.
При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов, а также амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес. В составе ВНП обычно выделяют следующие виды факторных доходов: компенсация за труд работников по найму, доходы собственников, рентные доходы, прибыль корпораций и чистый процент. В теории и практике прогнозирования экономического роста широко применяется экономико-математическое моделирование. Наиболее распространенные модели производственной функции, основанные на теории факторов производства. В этих моделях объем ВНП представлен как функция, зависящая от количества применяемых факторов производства и придельной производительности каждого из них. Под предельной производительностью факторов понимается размер прироста объема производства, получаемый с каждой единицы прироста данного фактора производства. Предельная производительность исчисляется путем отнесения прироста выпуска к приросту данного производственного фактора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: малый уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог — самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.
Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.
Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.
По оценкам различных экспертов, эффективное правление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20–30%. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума. Повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узко-профильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого нынешний управленец должен быть обширно образован. Ему необходимо знать главное о многом и все, о конкретике, связанной со своей предметной областью.
Развитию именно этого качества содействует знание методов исследования экономических, политических процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1982.
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
3. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 1986.
4. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1999
5. Бессонов Б.Н. Человек. - Л., 1989.
6. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.–М.: Прогресс, 1990.
7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов.– Гаударика, 1998.
8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972
9. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.
10. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.
11. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. - М., 1989.
12. Исследования социально-экономических и политических процессов. О.М.Рой.
13. Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб., 1998.
14. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007
15. Логика социологического исследования. – М., 1987
16. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997
Информация о работе Практика применения экспертных методов в исследовании