Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:14, курсовая работа
Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. В современном понимании государство — это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, сберегает существующий строй, оснащает нормальную жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства — обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также лучшее управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющих потенциальных ресурсов — с другой.
ВВЕДЕНИЕ
Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно независимых систем: экономической, политической, духовной, культурной, этно-национальной и иных, каждая из которых выполняет неприятные функции.
Государство является той структурой, которая интегрирует новое общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются наиболее властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.
Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. В современном понимании государство — это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, сберегает существующий строй, оснащает нормальную жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства — обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также лучшее управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющих потенциальных ресурсов — с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи вероятно только на основе верного владения информацией о истинном положении дел во всех сколько-нибудь основных сферах государственного организма, ее полного понимания и тщательного анализа, разработки на этой основе продуманных, сбалансированных решений.
Ни секрет что, за подавляющим большинством проблем, принимаемых практически на всех величинах государственной власти. Вот лишь некоторые причины схожей ситуации:
приход во властные структуры, современного российского общества людей с низкой, а чаще — нижайшей управленческой культурой;
наклоность чиновников к абсолютизации одной точки зрения,
нетерпимость к альтернативным подходам;
низкое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;
неудовлетворительный уровень обладания руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, малая мотивация на самостоятельное изучение их возможностями.
Цель курсовой работы создать достаточное убеждение в необходимости обязательного использования методов научных исследований в своей управленческой деятельности;
развить творческие способности, перспективное мышление и навыки полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений;
познакомить с наиболее важными методами получения, преобразования и содержательного анализа информации, отражающей состояние и динамику социально-экономических и политических процессов.
ГЛАВА 1. Теория социально-экономических и политических процессов
1.1. Понятие социальных, экономических и политических процессов
Социально-экономические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической устойчивости, условиях безопасности. Действие этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в строении которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) удостоверял на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых народ добиваеться удовлетворения своих потребностей. Первое из них — труд, второе — эксплуатация труда. Первое — экономическое средство, второе — политическое. Несмотря на то, что в истории человечества присутствие социальной структуры не всегда предполагало существования политической структуры, а именно — государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не имеет ясности.
Различием социально-экономических процессов является их тесная связка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет размеры, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику сокращения волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух больших экономических процессов роста и упадка. Доходя до максимума, тенденция роста производства меняется его снижением. Вместе с тем понижается объем инвестиций, что, в исходном счете, неминуемо приводит к сдерживанию инновационных процессов. Понижение инновационной активности, вызывая снижение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает повышение и создает удобные условия для прорыва.
Неизбежным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных образований, заключающееся введении в общественную жизнь мероприятий. Составляющих программное предписание одной из высокопоставленных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на некоторых лидеров политического влияния, определяющих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие принципы.
Если основание социально-экономических процессов составляет цикл «инвестиции», то политических — «реакция».
Оппозиция «реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, следовательно, разрешающихся посредству проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют обширный общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в центр общественного интереса, эти проблемы действуют на формирование в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.
Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти, осуществлять такую деятельность, может привести к ее видоизменению или к полной замене ее носителя.
Любой процесс характеризуется размером, направленностью, интенсивностью, составом и характером.
Размер процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микро-уровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макро-уровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.
Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.
Насыщенность процесса задается обдуманным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через просвещение этого процесса в СМИ, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).
Составляющие процесса формируется из его участников, их социального распада, политических ориентации и места в системе общественного деления труда.
Характер действий выражается в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть ускоренным или размеренным, быстрым или же медленным.
Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, размерах и уровне охвата. Инициатором процесса выступает один из его участников, имеющий значительные ресурсы, позволяющие продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса имеет право оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем отображения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не обдуманным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным типом. Находясь распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор стремлению процессу.
Главным элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов является научное сообщество — сообщество ученых, специалистов, практиков, выражающих важнейшие стандарты оценки, измерения и разработки исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и регулировать ход событий, а наблюдатель — определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.
Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Воспроизводя процесс, наблюдатель, основываясь на выработанные научным сообществом подходы, стремится определить логику процесса, актуализируя сам факт его прохождения, и вырабатывает некую схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдений. Истолковывая результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, размер и направленность действующих процессов, используя верные и общепринятые методы анализа и обработки информации.
Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.
Каждый процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуры, типа и положения наблюдателя. Основными структурными мерами, определяющими направление и насыщенность происходящих процессов, являются социальные системы.
Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его стороники считают тождествеными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает концентрацию внимания на постоянную переменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого приверженцы данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:
Политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для трактовки понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики, как:
В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:
1 группа авторов считают, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно воздействуют на сам характер и темпы эволюции политической системы;
2 группа авторов в качестве
источников политических
3 группа – связывает
Информация о работе Практика применения экспертных методов в исследовании