Правовое регулирование стандартизации и сертификации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Согласно историческим данным первые работы по стандартизации проводились еще в Древнем Риме и Древней Греции при постройке зданий, когда использовались кирпичи определенного размера. Контролем размерных характеристик кирпичей занимался специальный чиновник. Классическим примером использования стандартизации является также водопроводная система Древнего Рима, созданная из водопроводных труб стандартного диаметра.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Правовое регулирование стандартизации и сертификации в Республике Беларусь…………………………………………………………………………5
Правовое регулирование стандартизации в Республике Беларусь ……5
Правовое регулирование сертификации в Республике Беларусь……..8
Основы стандартизации………………………………………………….10
Сущность стандартизации……………………………………………….10
Объект стандартизации…………………………………………………..12
Основы сертификации и ее результаты………………….……..13
Органы по сертификаци продукции……………………………………13
Функции, права и обязанности органа по сертификации…………….18
Заключение…………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

Непосредственным результатом  стандартизации является  технический  нормативный правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Объект стандартизации

Объектом стандартизации являются продукция, процесс и услуги,подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Наглядно объекты стандартизации представлены на рис. 1.

Продукция (товары народного  опотребления)

Услуги (бытовые, производственные)

Процессы (работы)

Сырье и топливо

Материальные

Процессы проходящие на этапах ЖЦП

Материалы и продукты

Нематериальные (социально-культурные)

Процессы нематериального производства

Готовыу изделия

Отдельные аспекты однородных групп  услуг (термины, методы, оценки и т.д.)

Управленческие процессы

Отдельные аспекты (термины, размеры, параметры и др.)

Измерительные процессы

Процессы учета и переработки  информации

Процессы защитного действия


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы сертификации и ее результаты
    1. Органы по сертификации продукции

Качество  и безопасность продукции обеспечивается различными мерами, среди которых сертификация, как форма подтверждени соответствия, играет немаловажную роль. Поэтому в комплекс основополагающих технических кодексов в области подтверждения соответствия включен ТКП 5.1.02-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» в рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация продукции. При этом обязательная сертификация осуществляется в отношении продукции, включенной в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия,подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, который утверждается и актуализируется Госстандартом.

Обязательная сертификация продукции проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека,

имущества и  охраны окружающей среды, установленным  в законодательных

актах Республики Беларусь и ТНПА, а также на соответствие другим показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Схемы сертификации, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, установлены в техническом регламенте либо в ТНПА, утвержденных Госстандартом. Выбор схем осуществляется органом по сертификации продукции в соответствии ТКП 5.1.02 и с учетом

особенностей  производства, испытаний, поставки и использования продукции, а также требуемого уровня доказательности.

Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя на сертификацию, который самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для данной продукции. Схемы добровольной сертификации определяется органом по сертификации продукции по согласованию с заявителем.

Согласно  правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь работы по сертификации продукции проводят аккредитованные органы по сертификации продукции.

Деятельность органа по сертификации продукции (далее – орган по сертификации) осуществляется под руководством Национального органа по

оценке соответствия Республики Беларусь и направлена на реализацию следующих основных целей и задач:

– защита отечественного рынка и потребителя от приобретения некачественной и небезопасной продукции;

– минимизация  технических барьеров в торговле;

– содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Орган по сертификации – это организация (ее структурное подразделение), имеющая статус юридического лица, свою печать расчетный счет и являющаяся юридически и финансово независимой от предприятий изготовителей и поставщиков сертифицируемой продукции и других сторон,

заинтересованных  в сертификации продукции, не имеющая  с ними совместной хозяйственной деятельности и совместных коммерческих интересов.

Орган по сертификации имеет в своем составе  экспертов-аудиторов по

качеству, включенных в Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (не менее трех), и квалифицированный, прошедший специальную подготовку персонал, обладающий опытом работы в области экспертизы и испытаний закрепленной группы товаров, умеющий

работать  с нормативными документами в  заявленной области аккредитации;

а также располагает  техническими средствами, материалами  и документированными процедурами для обеспечения проведения работ по подтверждению соответствия, включая:

– организационную  структуру, юридические и экономические возможности, обеспечивающие выполнение работ в соответствии с заявленной областью аккредитации;

– документированную  систему управления качеством;

– организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок подтверждения соответствия продукции;

– актуализированный  фонд технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью аккредитации, а также фонд законодательных и нормативно-правовых документов в заявленной области.

Все заявители  на сертификацию должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации, при этом должна

обеспечиваться  конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и ответственность при проведении работ по подтверждению соответствия. Поэтому должно быть исключено воздействие со стороны лиц и организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах подтверждения соответствия, на постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем.

В общем  случае в структуру органа по сертификации входят:

– Управляющий  Совет;

– группа экспертов-аудиторов по сертификации однородной продукции;

– фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и архив.

Управляющий Совет является руководящим звеном органа по сертификации и осуществляет следующие функции:

– координирует работы и осуществляет методическое руководство по

выполнению  задач органа по сертификации, формирование политики, определяющей деятельность органа по сертификации;

– осуществляет контроль за реализацией этой политики;

– рассматривает  порядок и сроки проведения внутреннего  аудита;

– утверждает программы проведения анализа состояния  производства (окончательной проверки и оценки системы качества и безопасности) и инспекционного контроля;

– принимает  решения о выдаче (регистрации), об отказе в выдаче (регистрации), приостановлении действия или отмене сертификатов соответствия (декларации о соответствии);

– осуществляет взаимодействие с Национальным органом  по оценке соответствия и другими организациями по вопросам подтверждения соответствия;

– осуществляет контроль за определением стоимости работ по сертификации и декларировании соответствия;

– рассматривает  жалобы на деятельность персонала органа по сертификации;

– контролирует деятельность исполнительных подразделений  органа по сертификации.

Возглавляет Управляющий Совет руководитель органа по сертификации. Решение Управляющего Совета принимается простым большинством голосов присутствующих членов Совета. При равенстве противоположных сторон голос руководителя органа по сертификации является решающим.

Орган по сертификации может иметь собственную  аккредитованную в

Системе аккредитации Республики Беларусь испытательную  лабораторию,

область деятельности которой может охватывать всю или часть области аккредитации органа по сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Функции, права и обязанности органа по сертификации.

 Основными функциями органа по сертификации являются:

– организация  и проведение сертификации;

– представление  в Национальный орган по оценке соответствия информации по результатам проведения работ;

– признание  иностранных сертификатов, выданных в системах сертификации других стран; с которыми Национальный орган по оценке соответствия имеет соглашение о признании;

– проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

– проведение работ по продлению, приостановлению и отмене действия сертификатов соответствия;

– разработка, внедрение и актуализация организационнометодических документов органа по сертификации;

– взаимодействие с Национальным органом по оценке соответствия, аккредитованными испытательными лабораториями, при необходимости, с судебными и арбитражными органами, общественными организациями, изготовителями и потребителями;

– определение  области аккредитации;

– установление схем сертификации при добровольной сертификации;

– внутренняя проверка и анализ действующей системы  качества;

– организация  подготовки и повышения квалификации персонала.

Органу  по сертификации в соответствии с  возложенными на него функциями предоставляется право:

– привлекать в установленном порядке экспертов-аудиторов по качеству и также технических экспертов для участия в выполнении работ в соответствии с областью аккредитации;

– запрашивать  от предприятий и организаций-заявителей в пределах своей компетенции необходимые материалы и сведения;

– устанавливать  договорные цены на проведение работ;

– вносить  предложения по разработке и совершенствованию основополагающих документов по оценке соответствия.

Орган по сертификации обязан:

– являться беспристрастным;

– нести  ответственность за решения, касающиеся предоставления, поддержки, продления, приостановления и аннулирования им сертификата и декларации о соответствии;

– располагать  документами, которые подтверждают, что он является юридическим лицом;

– иметь  документально обоснованную структуру, которая гарантирует

беспристрастность;

– давать гарантию того, что каждое решение по подтверждению соответствия принимается не тем лицом, которое производило оценку;

– располагать  соответствующими соглашениями для охвата тех обязательств, которые вытекают из его операций и/или действий;

– обладать финансовой стабильностью, ресурсами, необходимыми для функционирования системы сертификации;

– использовать достаточное число сотрудников, обладающих необходимым образованием, подготовкой, техническими знаниями и опытом для выполнения функций по подтверждению соответствия, соответствующих типу, диапазону и объему выполняемой работы, под началом старшего ответственного сотрудника;

– располагать  системой качества, обеспечивающей уверенность  в его способности эксплуатировать систему подтверждения соответствия применительно к продукции;

– располагать  официальными правилами и структурами, обеспечивающими назначение и функционирование любых комиссий, которые привлекаются к участию в процессе сертификации. Комиссии должны быть освобождены от любого коммерческого, финансового и иного давления, которое могло бы оказать влияние на решение;

Информация о работе Правовое регулирование стандартизации и сертификации в Республике Беларусь