Предмет, задачи и содержание кадрового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:43, лекция

Описание работы

Управление кадрами — многогранный и искл чительно сложный процесс, имеющий спец фические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руко одителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производ тельности труда. В условиях перехода к рыночной экономике управление персоналом должно приобрести системность и заве шенность на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и соверше ствования существующих форм и методов кадровой работы.

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Управление кадрами — многогранный и искл чительно сложный процесс, имеющий спец фические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руко одителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производ тельности труда. В условиях перехода к рыночной экономике управление персоналом должно приобрести системность и заве шенность на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и соверше ствования существующих форм и методов кадровой работы.

Комплексный подход к управлению кадрами предполагает учет организационно-экономических, социально-психологических, правовых, технических, педаг гических и других аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экон мических факторов.

Системный подход отражает учет взаимосвязей отдельных аспектов управления кадрами и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создании соотве ствующего механизма управления, обесп чивающего комплексное планирование, организацию и стиму ирование системы работы с кадрами на производстве.

Управление кадрами как научно-практическое направление является неотъемлемой частью общей науки управления. Изучать управление — значит изучать отношения между людьми в ходе целенап авленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управ енческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Главным элементом всей системы управления являются кадры, которые одновременно могут быть как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия, организации являются объектом управления, поскольку они представляют собой произв дительную силу, главную составляющую любого произво ственного процесса. Поэтому планирование, формирование, распределение, перерас ределение и рациональное испо ьзование человеческих ресурсов на производстве составляют основное содержание управления кадрами, которое с этой точки зрения рассм тривается аналогично управлению материально-веще твенными элементами производства. Вместе с тем кадры — это прежде всего люди, характе изующиеся сложным комплексом индивидуально-типических качеств и свойств, среди которых социально-психо огические играют главную роль. Способность кадров одновременно быть объектом и субъектом управления представляет собой главную спец фическую особенность управления кадрами.

Исходя из сказанного под управлением кадрами понимают процесс планирования, подбора, подготовки, оценки и непрерывного образования кадров, направленный на рациональное их использование, повышение эффе тивности производства и в конечном итоге — на улучшение качества жизни. Предметом управления кадрами как научно-прак ического направления выступают отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного испо ьзования их потенциала в условиях функци нирования произв дственных систем. Основной целью управления кадрами в современных условиях является сочетание эффективного обучения персонала, повышение

квалификации и трудовой мотивации для развития способностей работников, а также стиму ирование их к выполнению работ более высокого уровня.

Управление кадрами представляет собой комплексную систему, элементами которой являются основные направления, этапы, принципы, виды и формы кадровой работы. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.

 

 

 

 

Прежде всего необходимо уяснить содержание понятия "кадры". Кадры представляют собой штатный состав работников предприятий, учреждений, организаций и подра деляются на две большие группы: кадры управления (служащие) и рабочие кадры.

К рабочим относятся работники, которые непос едственно заняты созданием материальных ценностей или работами по оказанию различных произв дственных услуг и перемещением грузов. Рабочих условно подразделяют на основных и вспомогательных, соотношение которых является важным анал тическим показателем эффе тивности производства, поскольку по мере авто атизации и механизации произв дственных процессов роль последних заметно возрастает.

К кадрам управления относятся работники, выполняющие или спосо ствующие выполнению конкретных управ енческих функций. Они подра деляются на три основные группы: а) руководители, направляющие, коорд нирующие и стим лирующие деятельность участников производства (так называемые линейные руководители — директора заводов, начальники цехов, мастера и т. д.); б) специалисты, оказывающие квалифи ированную помощь руко одителям при анализе и решении вопросов развития производства (инженеры, экономисты, юристы, психологи и др.) или самос оятельно руководящие инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функц ональными службами (так называемые функц ональные руководители — начальники отделов, главные специалисты, руководители бюро, групп, секторов и т. п.); в) вспом гательные работники, осуще твляющие техническое и инфор ационное обслуживание аппарата управления — сбор, первичную обработку, хранение и передачу информации (чертежники, стенографистки, архивариусы, делопро зводители и др.).


По уровню управления руководители подра деляются на руко одителей звеньев: низового (мастера, начальники участков, отделений, цехов, бюро, отделов, групп на предприятии), среднего (руководители предприятий и организаций, их заместители) и высшего (руководители министерств и ведомств, крупных объединений, их заместители). Уровни управления представлены на рис. 2, где отражена некоторая аналогия между иерархией уровней управления и иерархией воинских званий.

 



Информация о работе Предмет, задачи и содержание кадрового менеджмента