Предпренимательство и среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».

Содержание работы

1.История развития предпринимательства.
2.Содержание и признаки предпринимательства.
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
2.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности.
3.Среда предпринимательства.
4.Предпринимательский потенциал России.

Файлы: 1 файл

Министерство образования науки Российской Федерации.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

                      Высшего профессионального образования 
 

Реферат по дисциплине история управленческой мысли на тему:

«предпринимательство  и среда» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   

                                

                             Великий Новгород.

                                       2011. 
 
 

План  реферата:

1.История  развития предпринимательства.

2.Содержание  и признаки предпринимательства.

2.1.Экономическая природа предпринимательства.

2.2.Цели и  мотивы предпринимательской деятельности.

3.Среда предпринимательства.

4.Предпринимательский  потенциал России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   История развития предпринимательства. 

Теория предпринимательства  развивалась с развитием хозяйственной  деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный  доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист  Сэй  следующим  образом  охарактеризовал предпринимателя:  «Предприниматель  перемещает  экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой  производительностью  и результативностью».  Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. В конце XIX века произошло разделение  понятий «предприниматель» и «собственник  на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического  развития»  он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а  как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:

1.  Создание новых  благ или новых их качеств.

2.  Внедрение   новых  технологий или использование  имеющихся технологий, но

новым образом.

3.  Освоение новых  рынков.

4.  Получение новых  источников сырья и материалов. Эти источники могли

существовать и  ранее, но не быть вовлеченными в процесс  производства.

5.  Осуществление  соответственной реорганизации  производства.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта  и Фон Тюнена.

Их заслуга заключается  в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали  предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом,  Хайеком  и Кришнером.  В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

-умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская  деятельность;

- рисковая деятельность;

Таким образом, основными  чертами предпринимательства являются:

1.  Инициативная  деятельность.

2.  Новаторская  деятельность.

3.  Деятельность  по организации и управлению  производством.

4.  Рисковая деятельность.

5.  Получение предпринимательского  дохода.

В процессе изложения  материала многими авторами осуществляется отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает  решений. Предпринимательство же, прежде всего - это деятельность субъектов. Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение. 

                                 Содержание и признаки предпринимательства.

                                2.1.Экономическая природа предпринимательства.

Предпринимательство    служит    предметом изучения многих  дисциплин. Отсюда  и множественность его трактовок  и   определений.  Сущность же предпринимательства , как экономической категории, обусловлена природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Предпринимательство — это инициативная,  связанная  с  хозяйственным риском и направленная на поиск  наилучших  способов  использования  ресурсов деятельность,  ведущаяся  с   целью   извлечения   дохода   и   приумножения собственности. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно  связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как  свойство  хозяйственной деятельности внешне оно  проявляется  в  стремлении  извлечь  дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам  по себе  обмен еще не  является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается  в составное звено единого хозяйственного оборота, а  производство  для  обмена становится   определяющей   функцией   хозяйствующих   субъектов.   Товарное производство   исторически   и   генетически   является   исходным   пунктом предпринимательства.  Обмен   же,   во-первых,   стимулирует   поиск   новых возможностей,  т.е.  инициативу.  Во-вторых, именно   в   процессе   обмена предприниматель   усматривает   источник   возможной  выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих,  сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе   лицами, предприниматель  воспринимает  свою  деятельность  как   состязательную.   В-четвертых, как  механизм  удовлетворения  общественных  потребностей,  обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

  Экономическая природа предпринимательства  характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск  и  ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

      Предпринимательство — инициативная  деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то  производство  новых  товаров или освоение  новых рынков,  одним  словом,  поиск  новых  возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская  инициатива  —  это стремление  к  реализации  возможностей,  предоставляемых  самим   процессом рыночного обмена,  осуществляющегося  к  взаимной  выгоде  участников  этого процесса.  Предпринимательство  следует  ассоциировать  не   с   обманом   и насилием, а с извлечением  выгоды  посредством  удовлетворения  общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".

         Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление  ее в  качестве  функционального   признака   предпринимательской   деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства.  Инициируя  свои  начинания, любой   предприниматель,   несомненно,   опирается   на   обладание   некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие  преимущества  могут быть  извлечены  из  самой  рыночной  среды, к примеру,  из-за  асимметрии информации.  Лица,  обладающие  большей  информацией,   получают   известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление  использовать  их  к собственной выгоде.

Однако асимметрия информации создает и  известную неопределенность в деятельности предпринимателя.  Неопределенность  возникает  как  в  связи  с чисто рыночными свойствами  —  изменение  конъюнктуры,  цен  и  предпочтений потребителей,  так  и  в  силу  специфики  предпринимательства,  выраженной, прежде всего, в  непредсказуемой  реакции  рынка  на  предлагаемые  решения. Таким   образом,    вся    окружающая    предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности,  что  и  порождает коммерческий риск.

      Хотя риск  и  является  органической  компонентой  предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со  склонностью  к  риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности  и  свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не  человеческие качества  в  виде  склонности  к  безрассудному  риску,   а   предполагаемое вознаграждение   заставляет   предпринимателя   идти   на   риск.   Поэтому величина принимаемого им  на  себя  риска  напрямую  зависит  от  вероятного увеличения дохода.

      Коммерческий риск отличается  от риска вообще тем, что основывается  на трезвом расчете и учете возможных отрицательных  последствий.  Стремление  к успеху  здесь  всегда   уравновешивается   хозяйственной   ответственностью.

  Сопровождающая   риск    хозяйственная    ответственность    ставит    перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то  снизить  риск  ему вполне мод силу.  Наиболее  известным  механизмом  снижения  риска  является страхование,   позволяющее   трансформировать    риск    в    незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в  том,  что  новаторский характер    предпринимательской    деятельности    чрезвычайно    затрудняет достоверную  оценку  вероятного  риска,  сужая,   тем   самым,   возможности применения    страхования    именно     в     сфере     предпринимательства.

    Предпринимательская же инициатива, наоборот,  предполагает  создание  новых, ранее не встречавшихся  ситуаций,  вероятный исход которых оценить очень трудно, а  порой  невозможно.  Следовательно,  возможности для страхования именно предпринимательской деятельности  снижаются.  Другой  способ  снизить риск — это разделить его с  другими  заинтересованными  лицами.  Между  тем, способствуя снижению риска  (возможные  потери  для  отдельного  участника), этот   способ   подрывает    предпринимательскую    мотивацию,    так    как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

   Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к  риску  и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания  системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:

    -выявление источников риска и последствий  деятельности  в  условиях риска;

    -адаптивные   мероприятия   по   преодолению   возможных    негативных последствий.

      Риск как свойство предпринимательской   деятельности  характеризует  не только  специфику  предпринимательства.   Он   имеет   и   общеэкономическое значение.   Присутствие   риска   заставляет   предпринимателя   скрупулезно анализировать варианты возможных  альтернатив,  выбирая лучшие  и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам  в  производительных силах и росту эффективности общественного производства С другой  стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности  требует  применения  в отношении ее определенных ограничений и регламентации.

      Стремясь к повышению доходности  ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам  их  применения.  Наиболее  очевидной  формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является  их  перемещение  на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут  больший  доход.

Такая деятельность называется арбитражированием.  Арбитражирование  легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии  форм проявления для него характерны:

      а) использование неравновесных  рыночных ситуаций как  источника   новых

возможностей;

      б) стремление к рационированию  распределения  ресурсов  как   источнику

Информация о работе Предпренимательство и среда