Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:24, реферат
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».
1.История развития предпринимательства.
2.Содержание и признаки предпринимательства.
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
2.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности.
3.Среда предпринимательства.
4.Предпринимательский потенциал России.
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального
Реферат по дисциплине история управленческой мысли на тему:
«предпринимательство
и среда»
Великий Новгород.
План реферата:
1.История развития предпринимательства.
2.Содержание
и признаки
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
2.2.Цели и
мотивы предпринимательской
3.Среда предпринимательства.
4.Предпринимательский
потенциал России.
Теория предпринимательства
развивалась с развитием
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение
новых технологий или
новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли
существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена.
Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
-умение организовать и управлять производством;
- инициативная, новаторская деятельность;
- рисковая деятельность;
Таким образом, основными
чертами предпринимательства
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации и управлению производством.
4. Рисковая деятельность.
5. Получение
В процессе изложения
материала многими авторами осуществляется
отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство».
Такое отождествление с практической
точки зрения оправдано, однако с точки
зрения научной концепции между этими
понятиями существует различие: «бизнес»
- это среда предпринимательской деятельности,
сфера, в которой действуют предприниматели.
Бизнес не организовывает, не управляет,
не принимает решений. Предпринимательство
же, прежде всего - это деятельность субъектов. Таким
образом, предприниматель – это тот, кто
нацелен на получение прибыли путём наиболее
полного удовлетворения потребностей
на основе реализации собственных знаний,
умений, прогнозов, тот, кто стремится
совершить прорыв в той или иной сфере
экономической деятельности – в создании
новой продукции и технологии, в производстве
или маркетинге и соответственно получить
дополнительный доход за свой риск и предвидение.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства , как экономической категории, обусловлена природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Предпринимательство —
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.
Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью.
Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства.
Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.
Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:
-выявление источников риска и последствий деятельности в условиях риска;
-адаптивные мероприятия по преодолению возможных негативных последствий.
Риск как свойство
Стремясь к повышению
Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:
а) использование
возможностей;
б) стремление к