Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:24, реферат
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».
1.История развития предпринимательства.
2.Содержание и признаки предпринимательства.
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
2.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности.
3.Среда предпринимательства.
4.Предпринимательский потенциал России.
дополнительного дохода;
в) содействие установлению рыночного равновесия через
перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного
применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.
2.2.Цели и мотивы
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы. Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Таким образом, как управленец-
Предпринимательская среда.
Предпринимательство может развиваться только при наличии в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития. — сформированной предпринимательской среды. Под предпринимательской средой понимают благоприятные социально-экономические, политические, гражданско-правовые условия (ситуации), обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. Она представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли. Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, независимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями. Рассмотрим факторы внешней предпринимательской среды.
Большое значение
для развития в стране предпринимательства
имеет позитивное экономическое
положение, характеризующееся
Развитие предпринимательства невозможно без наличия стабильности политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласия между всеми ветвями власти, признания ими того положения, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможен экономический рост, развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в стране поддержали идею о формировании социально-ориентированной экономики.
Предпринимательство
возможно только при создании адекватной
перспективному развитию страны правовой
среды, четко устанавливающей права,
обязанности и гарантии, дееспособным
гражданам на занятие предпринимательской
или иной законной экономической
деятельностью, защищающей цивилизованных
предпринимателей от противоправных действий
государственных (муниципальных) органов
и должностных лиц. Важнейшим
условием является четкое установление
права на собственность и соблюдение
договорных обязательств, а также
ответственности
Большое значение имеет усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям. Однако государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, одновременно обеспечивая защиту экономических и политических свобод. Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется регулирование.
На развитие предпринимательства оказывает также конституционно-организаторская среда, развитие которой выступает важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, ибо многие институты (организации) сами являются предпринимательскими, осуществляя те или иные виды указанной деятельности. Многие институты (организации) с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям: коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации, страховые организации, рекламные компании, специализированные организации по представлению профессиональных услуг (аудит, консалтинг и др.).
Особой средой существования предпринимательства является рынок. Предприниматели являются ведущими субъектами рыночной экономики. Если нет рынка (рыночной экономики), то не будет и предпринимателей, и наоборот. Предприниматели работают на потребителей, производя и реализуя необходимые им товары (работы, услуги), получая за это доход (прибыль) и личное удовлетворение.
Рынок — это место, где совершается обмен результатами предпринимательской деятельности посредством всеобщего эквивалента денег. Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление, которому в научной литературе даются различные трактовки: рынок — соединение спроса и предложения; рынок — форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями в процессе купли-продажи товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров и услуг: если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемой прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор их развития.
В рыночной
экономике существует рынок покупателя,
на котором при определенной стабильности
цен на товары предложение превышает
спрос. Экономический кризис 1998 г. отрицательно
повлиял на платежеспособность потребителей,
поэтому в настоящее время
в России фактически существует рынок
продавца, но, к сожалению, не отечественных
товаров.
Важнейший
обязательный признак рынка —
его конкурентный характер. Конкуренция
— это механизм функционирования
предпринимателей, которые сотрудничают
между собой, а также с покупателями.
Конкуренция — это
Предприниматель может добиться успеха, когда научится своевременно и правильно оценивать рыночные возможности своего предприятия, производить только необходимые субъектам рынка товары с наименьшими издержками, притом необходимого качества. Предприниматели будут добиваться успеха, когда будут предлагать товары и услуги, необходимые субъектам рынка, то есть хорошо знать конъюнктуру рынка.
Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.
К внутренней
предпринимательской среде
Большое значение имеет разработка обоснованного бизнес-плана, расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии управления фирмой, четкое соблюдение предпринимателем и наемными работниками законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации
Предпринимательский потенциал России.
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского
предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.