Причины конфликтов и их роль в управлении организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 05:40, реферат

Описание работы

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                          

Федеральное агентство по образованию  РФ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: Причины конфликтов и  их роль в управлении организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 9эс41з

 

Проверил:

 

 

 

Казань 2013

Введение

 

Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных  отношениях - объект многолетних исследований в психологии, но по-прежнему сохраняет  свою актуальность.

Как у многих понятий у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами, которые  могут быть конкретными лицами или  группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они  чаще всего ассоциируют его с  агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

 Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений» были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.

 Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы...

 

 

1.Определение конфликта. Виды конфликтов.

 

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся  в противодействии участников этого  взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий  за рамки правил и норм. Конфликты  являются предметом изучения науки  конфликтологии.

Дают так же и другое определение  конфликта 

В бытовой интерпретации конфликт - это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое  возникает при их несовместимых  взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так  и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут  быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как  противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется  с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и  т. п. Бытует мнение, что конфликт —  явление всегда нежелательное и  его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

Современная психология рассматривает  конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции  “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми  и что такое противоречие вообще, и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением  Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия  в этой борьбе можно поделить как  бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием  мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

Конфликт чаще всего рассматривается  как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно  назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они  реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью  тогда, когда он переживается как  конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться  как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему  развитию и, соответственно, как генератор  новых структур. В этом определении  М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

С нашей точки зрения, противоречием  можно считать диалог, т.е. речевое  действие, когда высказываются различия сторон.

Конфликтом мы будем считать  любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной  стороне.

Понятийная схема, характеризующая  сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:

1) Межиндивидуальные конфликты

2) Межгрупповые конфликты и их  типы:

- группы интересов 

- группы этнонационального характера

- группы, объединенные общностью  положения; 

- конфликты между ассоциациями 

- внутри и межинституциональные конфликты

- конфликты между государственными  образованиями 

- конфликты между культурами  или типами культур 

У Р. Дарендорф пожалуй наиболее широкая классификация конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:

- По источникам возникновения  (конфликты интересов, ценностей,  идентификации).

- По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

- По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

- По формам борьбы (мирные и немирные).

- По особенностям условий происхождения  (эндогенные и эксогенные).

- По отношению субъектов к  конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

- По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к  отдельному субъекту:

- внутренние конфликты (личностные  конфликты);

- внешние конфликты (межличностные,  между личностью и группой,  межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные  конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как  правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются  чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния  в рамках организации, которая состоит  из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства  за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных  конфликтов порождается столкновением  материальных интересов отдельных  субъектов, хотя внешне это проявляется  как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты.

Аналогичными являются конфликты  между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

- объективные конфликты, связанные  с реальными проблемами и недостатками;

- субъективные конфликты, обусловленные  различных оценок тех или иных  событий и поступков. 

Виды конфликтов по последствиям:

- конструктивные конфликты, предполагающие  рациональные преобразования;

- деструктивные конфликты, разрушающие  организацию. 

2. причины возникновения конфликтов.

 

Анализ  процесса возникновения конфликта  включает изучение развития того противоречия или противоречий, которые лежат  в его основе. Козер Л. отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность разрешения противоречия. Добавим: обострившегося противоречия. Конфликт, как отмечалось ранее, — это процесс разрешения противоречия, но на стадии открытого противоборства социальных субъектов. Развитие противоречия из латентного отношения в явное, субъектное взаимодействие противоположностей, осознанное его носителями, — это и есть процесс возникновения конфликта.

Возникновение конфликта представляет собою следствие  действия комплекса соответствующих  причин. Действие причины означает перенос на следствие ее структуры. На стадии появления конфликта его  структура тождественна структуре  определяющего противоречия.

Конфликт  возникает при наличии конфликтной  ситуации, вне связи с которой  нельзя понять данный процесс. Образование  конфликта происходит в определенном социальном времени и пространстве. Они составляют неотъемлемые условия  проявления действия причины конфликта.

Конфликтная ситуация — первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. В ее составе — совокупность объективных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Социальная напряженность есть особое состояние общественного сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Напряженность представляет собою обобщающий признак конфликтной ситуации; она характеризуется наличием глубокой неудовлетворенности людей сложившемся положением в обществе или в отдельной сфере общества (инфляцией, бессилием властей, дефицитом товаров и услуг).

Напряженность сопровождается ростом недоверия к  господствующим ценностям и девальвации  их, проявлением деструктивных действий неорганизованных групп людей, возникающих в связи с какими-либо событиями. Напряженность свидетельствует об определенном уровне осознаний субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам. Словом, напряженность — это состояние, когда конфликт, как говорится, стучится в дверь.

Информация о работе Причины конфликтов и их роль в управлении организации