Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель данной работы изучить конфликты организации. Задачи:
1. изучить общую характеристику конфликта;
2. познакомиться с причинами конфликтов в организации;
3. изучить последствия нерешенных конфликтов;
Предметом моего исследования является конфликты, объект - организация. Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Уткин Э.А., Велькова Н.А. и др.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Конфликт: общая характеристика………………………………………….….4
1.1.1 Структура конфликта…………………………………………………….…5
1.1.2 Типы конфликтов…………………………………………………………...6
2. Причины конфликтов в организации……………………………………..…..8
2.1 Общие причины конфликтов в трудовом коллективе………………..…….8
2.2 Причины конфликта в звене "руководитель - подчиненные"………….…13
3. Последствия нерешенных конфликтов в организации……………….…….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.
Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.
Описанные типы объективных и субъективных причин конфликтов наиболее часто встречаются, однако они не исчерпывают всех возможных вариантов.
2.2 Причины конфликта в звене "руководитель - подчиненные"
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.
1. Субординационный характер отношений. Существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчиненного. Многие авторы (Д. Кайдалов, А. Китов, А. Папкин, А. Русалинова) указывают, что в управленческой деятельности между руководителями и подчиненными имеются отношения субординации. Они характеризуются двумя сторонами - функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Первое означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в звене "руководитель-подчиненный" зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераментов, характеров, деловых и моральных качеств, а также симпатии или антипатии по отношению друг к другу.
2. Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчиненными связаны с их совместной деятельностью. На профессиональную сферу взаимоотношений приходится 88% конфликтных ситуаций. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности (39%), оценкой результатов работы (8%) и введением инноваций (6%). В противоположность конфликтам в звене "руководитель-подчиненный" конфликты по горизонтали чаще носят личностный характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов, хотя это не исключает организационных и деловых причин таких конфликтов.
3. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. На 6 месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестацией, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов "по вертикали". На остальное время, когда деятельность организуется обычным порядком (тоже около 6 месяцев), приходится примерно 40% конфликтов между руководителями и подчиненными. Наиболее "спокойный" месяц в отношениях руководителя и подчиненных - июнь, а наиболее "конфликтные" - май и январь.
4. Наиболее конфликтно звено "непосредственный руководитель - подчиненный" : на него приходится более 53% конфликтов. На отношения " прямой руководитель - подчиненный" приходится 41,7% конфликтов и 5,2% - на другие отношения подчиненности. Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. По мере увеличения статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.
5. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства - в праве власти. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы.
Сбалансированность рабочего
места означает, что его функции
должны быть обеспечены средствами и
не должно быть средств, не связанных
с какой-либо функцией. Обязанности
и права должны быть взаимно уравновешены.
Ответственность должна обеспечиваться
соответствующей властью, и наоборот.
Разбалансированность рабочего места
ведет к возникновению
6. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. Проявляется в том, что:
а) подчиненному дают указания
много начальников, и он вынужден:
сам ранжировать поступившие
указания по степени их важности, требовать
этого от непосредственного
б) у руководителя много непосредственных подчиненных - более 7-8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.
7. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.
8. Непосредственная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.
Среди субъективных причин конфликтов в звене "руководитель-подчиненный" выделяют управленческие и личностные причины.
Управленческие причины:
необоснованные, неоптимальные и
ошибочные решения; излишняя опека
и контроль подчиненных со стороны
руководства; недостаточная профессиональная
подготовка руководителей; низкий престиж
труда управленцев среднего и
низшего звена; неравномерность
распределения служебной
Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, подчиненному, и наоборот; напряжение отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия ( повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка и т.д.).
3. Последствия нерешенных конфликтов в организации
По некоторым оценкам более 65 % проблем на производстве связаны с нарушением отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников.
Взаимозависимые производственные отношения - это весьма плодородная почва для развития конфликтов. Рассмотрим несколько способов подрыва финансового здоровье и жизнеспособность организации:
1) Потери управленческого
времени. Исследование проблем
в области менеджмента,
2) Ухудшение качества
решений. Для принятия
3) Потеря квалифицированных
работников. Когда конфликт кажется
неразрешимым, руководство часто
находит, что увольнение или
перевод на другое место
4) Реорганизация. Изменение
в распределении ролей между
участниками конфликта могут
уменьшить трения между ними
просто за счет сокращения
необходимости общаться. Например,
понизить напряжение между
Вторая причина представляет, по-видимому, гораздо большую опасность. Производственные роли должны быть распределены и согласованы так, чтобы взаимосвязанные задания двух или нескольких сотрудников выполнялись наиболее эффективно. Перераспределение обязанностей, которые требуются для урегулирования конфликта, естественно, снизит производительность труда.
5) Саботаж. Намеренная
порча оборудования, нарушение производственного
процесса, нанесение ущерба репутации
- это самые очевидные потери
от конфликта, так как чаще
всего виновный в саботаже
прикрывается такими причинами,
6) Снижение желания работать. Мы работаем более эффективно, если у вас есть мотивация работать хорошо. Трудно сохранять энтузиазм и обязательность, если мы постоянно конфликтуем со своими сотрудниками. Мы можем работать на своем месте необходимое количество часов, но наша производительность будет уже оптимальной, если наше внимание занято разногласиями с коллегами или начальством.
7) Потери рабочего времени. Конфликт может стать причиной прогулов. Они могут быть вызваны, низкой заитересованностью в работе и стремлением покинуть не приятное для нас рабочее место и, во-вторых, плохим самочувствием, причиной которого отчасти является эмоциональный стресс вследствие постоянных конфликтов на работе. Медики установили, что большинство болезней имеет психогенное происхождение - наша восприимчивость к вирусам, расстройство физиологических процессов организма и даже склонность к травматизму увеличивается, когда мы подвергаемся отрицательному эмоциональному воздействию производственных конфликтов.
8) Затраты на здравоохранение. Пожалуй, сегодня во многих странах мира самая большая проблема, стоящая перед организациями - это алкоголизм служащих и другие формы злоупотребления различными допингами.
Заключение
В данной курсовой работе изучена тема «Конфликты в организации». На основе проведенного анализа в работе следует сделать выводы:
1. изучили общую характеристику конфликта (определение конфликта, характеристика производственного конфликта (структура, типы);
2. познакомились с причинами конфликтов в организации: распределение ресурсов, ограничение ресурсов, взаимозависимость задач, различия целей, различия в представлениях и ценностях, различия в маневре поведения и жизненном опыте, неудовлетворенные коммуникации; изучили причины конфликта в звене «руководитель-подчиненный»: объективные причины конфликтов субординационный характер отношений, предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений, частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов, звено "непосредственный руководитель - подчиненный", разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца, непосредственная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации;
3. изучили последствия нерешенных конфликтов: способов подрыва финансового здоровье и жизнеспособность организации (потери управленческого времени, ухудшение качества решений, потеря квалифицированных работников, реорганизация, саботаж, снижение желания работать, потери рабочего времени, затраты на здравоохранение, алкоголизм служащих и другие формы злоупотребления различными допингами).
Список использованной литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 551с.
2. Велькова Н.А. Влиние стиля
руководства и личностных характеристик
подчиненных на эффективность взаимодействия
коллектива. - http://www.promgups.ru/
3. Галицина И., Лаптева А. На фронтах
рабочего конфликта / журнал «Консультант»
№ 21 (ноябрь) 2006 / сайт Российский бухгалтер
от 12.12.2006- http://www.rosbuh.ru/article.
4. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: Социально-психологический аспект. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. - 168с.
5. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. Пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность., 2007. - 272с.
6. Кричевский Р.А. Если ВЫ - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 2006. - 551с.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Пер. с англ. - М.: Дело, 2007. - 800с.
8. Мурашов М. Сайт "Кадровый
менеджмент" от 02.10.2003 - http://magazine.hrm.ru/db/hrm/
9. Сацков Н.Я. Практический менеджмент.
Методы и приемы деятельности руководителя.
- http://polbu.ru/satskov_
10. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2006. - 264с.